Разговор с книгопродавцем

31 января закрывается книжный магазин «Мы» на Невском проспекте, один из десятка небольших книжных магазинов Петербурга, предлагающий качественные книги.

О причинах и состоянии независимой книготорговли мы расспросили Артема ФАУСТОВА, совладельца магазинов «Мы» и «Все свободны».

Разговор с книгопродавцем | ФОТО Valkr/shutterstock.com

ФОТО Valkr/shutterstock.com

– Почему вы закрываете магазин «Мы»?

– Чувствуем себя там неуютно. Рядом проходят корпоративы с обильными возлияниями. Шум, громкая музыка не способствуют общению с книгой. Есть и экономические причины, хотя магазин не работает в минус. Может, откроем другой магазин в другом месте.


– Но когда вы въезжали на третий этаж здания на Невском три года назад, вы знали, что будете частью общепита?

– Рассчитывали на то, что для петербуржцев этот адрес связан с Домом военной книги, единственным книжным магазином, который работал в блокаду. И люди, помнящие ДВК, к нам приходили.

Также мы рассчитывали, что культурная составляющая, изначально заявленная в коммерческом проекте Biblioteka, будет больше и солиднее. Но шло время, и культуры становилось все меньше.


– Да и третий этаж, наверное, не лучшее место для книжного магазина?

– Но в центре города аренда на первом этаже «с витриной» совершенно неподъемна для независимого книжного магазина.

«Все свободны», например, находится во втором дворе. Хотя здесь нам хорошо и удобно.


– Неподъемная аренда – это сколько?

– Несколько тысяч рублей за 1 кв. метр в месяц. Минимальная площадь магазина – 50 кв. метров, вот и считайте. Независимый книжный магазин – это не бизнес-проект. Это маленькое семейное дело, скромный кусок хлеба для энтузиастов.


– Что такое независимый книжный магазин?

– Продающий немассовые издания. Ориентированный на книголюбов, не аффилированный с крупными издательствами и торговыми сетями, тщательно отбирающий литературу, располагающий персоналом, хорошо знающим ассортимент.


– Вы получаете книги от издателей?

– И от дистрибьюторов также, не все издательства имеют свою логистику.


– Какая наценка принята в независимых магазинах?

– Обычно 50%, для дорогих книг – меньше. Только московский «Фаланстер», старейший независимый книжный магазин в России с большим ежедневным оборотом, может позволить себе меньшие наценки.


– Какое количество книг необходимо для независимого магазина?

– Существуют разные подходы. Одни ориентируются на небольшой ассортимент, но более узкую тематику. Мы предлагаем до 10 тысяч наименований, стараясь представить больше книг по выбранным разделам знания.


– Какие книги стали у вас бестселлерами в 2015 году?

– Например, Томас Пикетти «Капитал в XXI веке», книга посвящена экономическому неравенству. Небольшая книжка культуролога Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности. Деньги, девушки, дэнди викторианской эпохи». Роман петербуржца Сергея Носова «Фигурные скобки», продолжающий традиции русской символистской прозы начала ХХ века.


– Общим местом стало утверждение, что люди стали катастрофически мало читать. Это так?

– Проблема сложнее, чем выглядит на первый взгляд. Действительно, во всем мире стали читать меньше. Но в России падение читательского интереса подстегнуто катастрофической монополизацией издания книг. Рынок, в том числе торговые сети, захватили производители ширпотреба. В регионах серьезную книгу купить просто негде.


– Электронные книги не убьют бумагу?

– Появление этих книг сильно насторожило издателей, но уже несколько лет, как рост продаж электронных книг остановился. Люди наигрались гаджетами.

Горящие глаза молодежи показывают возрождение интереса к серьезному чтению, немыслимому еще несколько лет назад. Слышали, что спросила меня юная покупательница?


– Книгу архитектора Альдо Росси «Архитектура города».

– Урбанистика – тема витает в воздухе, социология, философия, психология – вот что сейчас пользуется спросом у наших покупателей.


– Что вам как книгопродавцу нужно от власти, чтобы спокойно работать?

– Чтобы не придумывали новых налогов, малый бизнес это убивает. О льготах по аренде я не говорю: формально они существуют, но большая часть помещений, пригодных для независимых книжных магазинов, предлагаются коммерческим магазинам или находятся в частной собственности.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5631) от 28.01.2016.


Комментарии