Разговор о самом важном

Весь прошлый год репертуар Александринского театра, а следовательно, и темы, которые мы для себя отмечали как приоритетные и на которых сосредотачивали усилия, был направлен на попытки театрального осмысления такой важнейшей даты, как столетие со дня Октябрьской революции. В этом ряду значимых спектаклей «Мамаша Кураж» Брехта, «Оптимистическая трагедия» Вишневского, «Чук и Гек» Гайдара, «Марат/Сад» Вайса. Разные авторы, разные времена, но объединяет их то, что все они задают вопросы, без ответа на которые невозможно осмысление этого трагического и грандиозного для всего мира события.

Разговор о самом важном | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Понятно, что эти темы, эти импульсы, эти проклятые вопросы никуда с концом календарного года не делись. Мы все равно будем возвращаться к размышлениям: что такое революция? Что она с собой приносит? И что такое война, которая неминуемо сопровождает революцию? А несет она прежде всего угнетение, смерть, насилие, жертвы. Даже те войны, которые мы называем освободительными, защита отечества, дома, семьи... Но и в этом благородном случае война все равно есть смерть и страдание. И мы, конечно же, не можем в связи с революцией не говорить о диктатуре. Хотя бы потому, что любая революция - предтеча диктатуры. И тут возникает крайне важный для меня вопрос: а где место художника в это время? Как он взаимодействует с властью? С той, которая была до революции, во время нее и после? Вот эти темы и вопросы! И мы ошибаемся, если думаем, что они принадлежат только истории. Это не так. С одной стороны, да - они остались там, 100 лет назад. Но, с другой стороны, они по-прежнему в нас, и мы, как и раньше, не нашли на них ответа. Вот почему линия, начатая в прошлом году, в большой степени продолжилась и сегодня. Премьеры 2018 года сохранят эту интонацию.

В этом плане, конечно, особенно показателен наш последний спектакль «Швейк. Возвращение». Важно, что в его основе не инсценировка романа, а оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, в которой использованы некоторые мотивы романа Гашека. Наш Швейк возвращается через 100 лет и смотрит на то, что происходит сегодня. Перестали ли люди друг друга убивать? Что случилось с нами? С отношением к войне? То есть тема Первой мировой Швейка, которого написал Гашек, «перекидывается» во Вторую мировую и сегодняшние войны. В этом была наша главная задача, а не показ средствами театра череды анекдотических ситуаций, которыми Гашек широко известен.

И спектакль о молодом Сталине, над которым мы сейчас начали работать, меня интересует именно как исследование нас сегодняшних, нашей психологии.

Нельзя не признать, что если Сталин и умер, то не до конца. Он в нас. Эта фигура еще долго будет будоражить. Зачеркнуть, забыть ее непросто, и надо ли - большой вопрос. Я думаю, что нет. Сталина надо помнить, знать, подходить объемно. Его невероятная противоречивость, полярность в проявлениях за счет безусловной незаурядности - это все мы должны попытаться понять. Тем более это важно сегодня, когда наше общество находится в состоянии раскола и противоречий. Мы катастрофически разъединены. Мы не желаем услышать друг друга. К сожалению, я уверен, что этот процесс невозможно прекратить в ближайшие годы. Но если мы не будем хотя бы пытаться это сделать, то единственное, что ждет нас в будущем, - полная энтропия, хаос. Клиническая глухота к позиции другого, замена профессиональной дискуссии вульгарной кухонной сварой - эта болезнь сейчас приобрела повсеместное распространение.

Наиболее яркие «цветы зла» можно наблюдать и на чудовищных телевизионных ток-шоу, и в анонимных схватках в социальных сетях. Что касается последних, то возможность анонимно плюнуть человеку в лицо, ничем не рискуя потешать самолюбие, - действует абсолютно развращающе. Когда в моем детстве ты выходил во двор и говорил условному Васе, что он такой-сякой, то ты должен был сказать Васе это прямо в лицо, давая ему тем самым возможность ответить. Это, конечно, заставляло быть более взвешенными в выборе слов и выражений. А сейчас, по моим наблюдениям, сформировался новый подпольный человек Достоевского. Который сидит у себя в кухне и готов про все рассказать! Про правительство, про соседей, про то, как устроен мир. Пройтись по каждому. И пойди меня найди!

Это, кстати, очень страшная и очень интересная тема. Я ведь ставил «Записки из подполья» несколько раз в своей жизни. У каждого времени - свой подпольный человек. Сейчас я сделал бы своего героя хорошо одетым, современным, социально адаптированным. А потом этот человек приходит домой, в пустую квартиру. Садится за ноутбук и пишет. Пишет сладострастно, часами, потому что нет у него никого. И счастья, и занятия другого нет, кроме как постирать носки под раковиной, кота покормить и писать про всех. Нереализованность и закомплексованная наглость, возведенная в абсолют, - вот его основная черта.

Но возвращаясь к нашей новой работе... Мне кажется, что сегодня фигура Сталина заслуживает объемного исследования именно потому, что вызывает максимально сильный накал страстей. Люди, как вы знаете, обсуждая его, бьют друг другу лицо в прямом эфире. Мне хотелось бы показать, как молодой человек - Сосо Джугашвили - становится Сталиным. И как с его формированием умирает человек по имени Сосо. Зачем? Потому что, не проанализировав прошлое, не ответив честно на многие вопросы, ты не сможешь двигаться дальше.

Скоро нам предстоят выборы. Можно отнестись к ним формально. Некоторые, возможно, так и сделают, особенно из молодых. Но в целом сегодняшняя молодежь, как мне кажется, свободная, лишенная пафоса, настроенная на построение гражданского общества здесь - в стране, из которой она не хочет уезжать. Несмотря на все недостатки, проблемы и несправедливости, которые очевидны! И, думаю, они поймут, что сейчас особенно важно держать баланс. С одной стороны, не прогнуться под внешнее давление, которое будет тем сильнее, чем независимее мы будем себя вести, а с другой - не поддаться тем, кто видит решение всех проблем, как поручик Дуб в «Швейке», исключительно в крепкой палке. И 18 марта - тот день, решающий день, когда мы должны выбрать президента, глубоко знающего проблемы внешние и внутренние, способного удержать баланс в руководстве такой страной, как Россия. И думать о будущем. Это вопрос первостепенной важности.

Сегодня я вижу основную задачу театра в том, чтобы поднимать все те темы, о которых говорилось выше. И на материале классики - отечественной и зарубежной, и языком современных авторов мы должны говорить со зрителем о самых болезненных вопросах. По-другому никак. Театр, такой как наш, сейчас не может только развлекать. Наше призвание и долг говорить о самых важных и спорных аспектах современности. И то, что в Александринском театре сейчас средняя посещаемость 93 процента, убеждает меня в том, что наш разговор нужен, важен, востребован.

#юбилей революции #Александринский театр #Валерий Фокин

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...