Разгадай мое «я»

Лето не лучшее время для глобальных выставок. В музеях толпы приезжих, их интересуют постоянные экспозиции и знаменитые интерьеры. Русский музей рискует не в первый раз. В Корпусе Бенуа он развернул выставку автопортретов. В анфиладе залов почти три сотни произведений. Пусть не полная, но все же история отечественного изобразительного искусства в лицах и жанра автопортрета от начала XVIII столетия до наших дней.

Разгадай мое «я» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Название выставки – «Мое я» заимствовано у художника Эдуарда Спандикова. Так он подписал автопортрет 1910 года, вынесенный на обложку каталога. На зрителя смотрит желтоволосый бородатый человек со странным лицом. Товарищам нравилось его рисовать. Он переживал из-за непривлекательного облика, в рисунках для себя еще больше его заострял.

Этот портрет – эпиграф к выставке, которая рассказывает о том, как художники в ту или иную эпоху осознавали себя и представляли миру. Как менялось их отношение к отражению в зеркале.

Возможности Русского музея неисчерпаемы, необходимости привлекать вещи из чужих собраний не возникло. Выставка получилась разнообразной и не скучной. Проходя по залам, можно вглядеться в лица знакомые и незнакомые, в памяти соотнести их с работами художников. Помогают тексты, сопровождающие изображения. Они объясняют, кто эти люди, что они сделали.

Чтобы зрители ощутили время и атмосферу, в которой создавались автопортреты, организаторы время от времени показывают и атмосферу мастерских. На картине Ивана Хруцкого 1844 года одинокий художник перед мольбертом в комнате с простой мебелью, шпалерной развеской картин на стенах и окнами, выходящими на крыши соседнего дома. Большое полотно «Спор об искусстве» написано в 1946 году. Василий Яковлев запечатлел себя в мастерской в кругу друзей.

Выставка строится хронологически. XVIII век – время многочисленных портретов знати, но автопортретов он оставил единицы. Самый ранний написан Андреем Матвеевым. Художник долго жил в Голландии, воспринял европейское отношение к личности. Его автопортрет с женой – женщиной незнатного происхождения не уступает изображению любой высокородной пары. Это исключение из правил. Художники того времени ощущали себя ремесленниками, в портретах демонстрировали цеховую принадлежность.

Первая половина ХIХ века – время романтизма. Автопортреты становятся выразительнее, но их все еще немного. Художники чаще рисовали друг друга. Зато появились серии изображений одного автора разного времени. Графический автопортрет Карла Брюллова написан в 1830 году, живописный тремя годами позже и самый известный – уже во время болезни в 1849 году.

Начало ХХ века – время открытий в искусстве. Новаторские искания заметны в работах Аристарха Лентулова, Натана Альтмана, других художников.

Особого внимания заслуживают 1940-е годы. Автопортрет становится камерным, очень личным, не рассчитанным на то, чтобы его видели посторонние. На выставке стена автопортретов, созданных во время войны и блокады. Видно, что люди находились между жизнью и смертью.

В 1980 – 1990-е портретное сходство уходит на второй план, главным становится самоощущение автора. Оно могло быть ироничным или даже трагическим, как на картинах Александра Загоскина «Автопортрет с луной» или Виталия Тюленева «Рождественский гусь».

Работ ныне живущих авторов на выставке единицы. Присутствие нескольких, специально приглашенных – мостик, перекинутый из прошлого в ХХI век. Современное развитие автопортрета осталось за пределами выставки. Этот жанр почти растворился, ушел в фотографию, селфи (сокращенное с английского «автопортрет»), в медийное искусство.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5763) от 11.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...