Разгадай мое «я»

Лето не лучшее время для глобальных выставок. В музеях толпы приезжих, их интересуют постоянные экспозиции и знаменитые интерьеры. Русский музей рискует не в первый раз. В Корпусе Бенуа он развернул выставку автопортретов. В анфиладе залов почти три сотни произведений. Пусть не полная, но все же история отечественного изобразительного искусства в лицах и жанра автопортрета от начала XVIII столетия до наших дней.

Разгадай мое «я» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Название выставки – «Мое я» заимствовано у художника Эдуарда Спандикова. Так он подписал автопортрет 1910 года, вынесенный на обложку каталога. На зрителя смотрит желтоволосый бородатый человек со странным лицом. Товарищам нравилось его рисовать. Он переживал из-за непривлекательного облика, в рисунках для себя еще больше его заострял.

Этот портрет – эпиграф к выставке, которая рассказывает о том, как художники в ту или иную эпоху осознавали себя и представляли миру. Как менялось их отношение к отражению в зеркале.

Возможности Русского музея неисчерпаемы, необходимости привлекать вещи из чужих собраний не возникло. Выставка получилась разнообразной и не скучной. Проходя по залам, можно вглядеться в лица знакомые и незнакомые, в памяти соотнести их с работами художников. Помогают тексты, сопровождающие изображения. Они объясняют, кто эти люди, что они сделали.

Чтобы зрители ощутили время и атмосферу, в которой создавались автопортреты, организаторы время от времени показывают и атмосферу мастерских. На картине Ивана Хруцкого 1844 года одинокий художник перед мольбертом в комнате с простой мебелью, шпалерной развеской картин на стенах и окнами, выходящими на крыши соседнего дома. Большое полотно «Спор об искусстве» написано в 1946 году. Василий Яковлев запечатлел себя в мастерской в кругу друзей.

Выставка строится хронологически. XVIII век – время многочисленных портретов знати, но автопортретов он оставил единицы. Самый ранний написан Андреем Матвеевым. Художник долго жил в Голландии, воспринял европейское отношение к личности. Его автопортрет с женой – женщиной незнатного происхождения не уступает изображению любой высокородной пары. Это исключение из правил. Художники того времени ощущали себя ремесленниками, в портретах демонстрировали цеховую принадлежность.

Первая половина ХIХ века – время романтизма. Автопортреты становятся выразительнее, но их все еще немного. Художники чаще рисовали друг друга. Зато появились серии изображений одного автора разного времени. Графический автопортрет Карла Брюллова написан в 1830 году, живописный тремя годами позже и самый известный – уже во время болезни в 1849 году.

Начало ХХ века – время открытий в искусстве. Новаторские искания заметны в работах Аристарха Лентулова, Натана Альтмана, других художников.

Особого внимания заслуживают 1940-е годы. Автопортрет становится камерным, очень личным, не рассчитанным на то, чтобы его видели посторонние. На выставке стена автопортретов, созданных во время войны и блокады. Видно, что люди находились между жизнью и смертью.

В 1980 – 1990-е портретное сходство уходит на второй план, главным становится самоощущение автора. Оно могло быть ироничным или даже трагическим, как на картинах Александра Загоскина «Автопортрет с луной» или Виталия Тюленева «Рождественский гусь».

Работ ныне живущих авторов на выставке единицы. Присутствие нескольких, специально приглашенных – мостик, перекинутый из прошлого в ХХI век. Современное развитие автопортрета осталось за пределами выставки. Этот жанр почти растворился, ушел в фотографию, селфи (сокращенное с английского «автопортрет»), в медийное искусство.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5763) от 11.08.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.