Разгадай мое «я»
Лето не лучшее время для глобальных выставок. В музеях толпы приезжих, их интересуют постоянные экспозиции и знаменитые интерьеры. Русский музей рискует не в первый раз. В Корпусе Бенуа он развернул выставку автопортретов. В анфиладе залов почти три сотни произведений. Пусть не полная, но все же история отечественного изобразительного искусства в лицах и жанра автопортрета от начала XVIII столетия до наших дней.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Название выставки – «Мое я» заимствовано у художника Эдуарда Спандикова. Так он подписал автопортрет 1910 года, вынесенный на обложку каталога. На зрителя смотрит желтоволосый бородатый человек со странным лицом. Товарищам нравилось его рисовать. Он переживал из-за непривлекательного облика, в рисунках для себя еще больше его заострял.
Этот портрет – эпиграф к выставке, которая рассказывает о том, как художники в ту или иную эпоху осознавали себя и представляли миру. Как менялось их отношение к отражению в зеркале.
Возможности Русского музея неисчерпаемы, необходимости привлекать вещи из чужих собраний не возникло. Выставка получилась разнообразной и не скучной. Проходя по залам, можно вглядеться в лица знакомые и незнакомые, в памяти соотнести их с работами художников. Помогают тексты, сопровождающие изображения. Они объясняют, кто эти люди, что они сделали.
Чтобы зрители ощутили время и атмосферу, в которой создавались автопортреты, организаторы время от времени показывают и атмосферу мастерских. На картине Ивана Хруцкого 1844 года одинокий художник перед мольбертом в комнате с простой мебелью, шпалерной развеской картин на стенах и окнами, выходящими на крыши соседнего дома. Большое полотно «Спор об искусстве» написано в 1946 году. Василий Яковлев запечатлел себя в мастерской в кругу друзей.
Выставка строится хронологически. XVIII век – время многочисленных портретов знати, но автопортретов он оставил единицы. Самый ранний написан Андреем Матвеевым. Художник долго жил в Голландии, воспринял европейское отношение к личности. Его автопортрет с женой – женщиной незнатного происхождения не уступает изображению любой высокородной пары. Это исключение из правил. Художники того времени ощущали себя ремесленниками, в портретах демонстрировали цеховую принадлежность.
Первая половина ХIХ века – время романтизма. Автопортреты становятся выразительнее, но их все еще немного. Художники чаще рисовали друг друга. Зато появились серии изображений одного автора разного времени. Графический автопортрет Карла Брюллова написан в 1830 году, живописный тремя годами позже и самый известный – уже во время болезни в 1849 году.
Начало ХХ века – время открытий в искусстве. Новаторские искания заметны в работах Аристарха Лентулова, Натана Альтмана, других художников.
Особого внимания заслуживают 1940-е годы. Автопортрет становится камерным, очень личным, не рассчитанным на то, чтобы его видели посторонние. На выставке стена автопортретов, созданных во время войны и блокады. Видно, что люди находились между жизнью и смертью.
В 1980 – 1990-е портретное сходство уходит на второй план, главным становится самоощущение автора. Оно могло быть ироничным или даже трагическим, как на картинах Александра Загоскина «Автопортрет с луной» или Виталия Тюленева «Рождественский гусь».
Работ ныне живущих авторов на выставке единицы. Присутствие нескольких, специально приглашенных – мостик, перекинутый из прошлого в ХХI век. Современное развитие автопортрета осталось за пределами выставки. Этот жанр почти растворился, ушел в фотографию, селфи (сокращенное с английского «автопортрет»), в медийное искусство.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5763) от 11.08.2016.
Комментарии