Райский сад наших дней. В ЦПКиО открылась выставка Александра Гордина

В Конюшенном корпусе ЦПКиО им. С. М. Кирова открылась выставка Александра Гордина «Мифы, иллюзии, арт-объекты» – более пятидесяти произведений из музеев, частных коллекций и мастерской художника. Одну его работу знают многие петербуржцы – он автор панно на станции метро «Обводный канал», которое признано удачным и профессионалами, и обычными пассажирами.

Райский сад наших дней. В ЦПКиО открылась выставка Александра Гордина | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В этом году Гордину исполнилось 80 лет. ЦПКиО давно сотрудничает с художником, выставочный проект задумывался как юбилейный, ретроспективный, первая большая персоналия. Но привычные слова о «славном творческом пути» здесь выглядят совершенно неуместными.

Во-первых, художник старательно избегает пафоса. На мой вопрос, о чем его выставка, он ответил коротко: «Про жизнь», а потом добавил: «После смены профессии». Во-вторых, его произведения последних лет лучше, умнее, точнее, чем созданные даже десять лет назад. Итоги подводить рано.

Гордин рассказал, что получил инженерное образование, успешно работал по специальности, руководил проектами. Но в семидесятые годы стал ювелиром. В сорок лет вступил в Союз художников, что в советское время позволяло не числиться на работе и избежать обвинений в тунеядстве. Потом занялся люстрами, откуда появились навыки соединения в одном объекте металла и стекла.

Фирменный знак Гордина, его фишка в лучшем смысле этого слова, именно в сочетании этих материалов. Прочность и хрупкость, не пропускающий свет и прозрачный, брутальный и изящный. Это единство и борьба противоположностей дает много возможностей. Тем не менее Гордин – единственный художник, во всяком случае в Петербурге, который последовательно верен этому сочетанию материалов.

Пространство выставки он выстроил так, что можно выбрать множество маршрутов знакомства с ней. По хронологии, по обратной хронологии, по сюжетам – от античности до наших дней... Предложу вам сначала смотреть скульптуры, созданные из металла и стекла. «Св. Себастьян» из собрания Русского музея – нежный человек из белого стекла, пронзенный стальными стрелами. «Разговор» – оммаж известной картине Матисса, на которой изображены художник и его жена. Гордин «переводит» художника в металл, жену – в стекло. Как говорит автор, это его разговор с Матиссом, разговор художника и модели, диалог мужчины и женщины.

«Пастораль XVIII» и «Пастораль XXI» также вступают в своеобразный диалог. Для галантного века выбрана корова из цветного стекла и черного металла с выменем – химической колбой. В наше время пасторалью становится тихое общение персонажей, похожих на героев «Разговора».

Большая композиция «Помпеи» – образ хрупких душ, гибнущих под воздействием грубой силы. Использование металла наводит на мысль о том, что это может быть и не стихия вулкана, а рукотворное оружие. С этой работой перекликается пронзительная «Белая ворона». Избитый, казалось бы, образ Гордин превращает в трепетное изображение стеклянного белого ангела среди железных стервятников.

Недавно художник создал серию, посвященную войне, – «Ленинградская блокада», «За водой», «Реквием», «Блокадная мадонна». Стекло – колокол памяти, который бьет не на площади, а стучит в души. Использование «прозрачной» металлической сетки – точно найденный образ изможденных голодом ленинградцев.

Изображениям гениальной Майи Плисецкой – «лебедя с железной волей» — несть числа. Гордин в своей «Нике. Посвящение Майе Плисецкой» находит изысканное сочетание материалов. Делает руки из металла, а душу прячет в стекло.

Тему «металл – стекло» итожит «Леда и Лебедь». Зритель, зная, что за птицей скрывается Зевс, ожидает увидеть его в металле. Ан нет, Гордин делает его из стекла. Это же нежный лебедь, вот на что способны боги.

«Сизифы» по Гордину – работы выдающиеся. Четыре мужика, разделившись на пары, несут навстречу друг другу одно бревно (на снимке). Несколько произведений из металла и камня – «Окрыленный квадрат», «Бегущие», «Рождение черного квадрата» — посвящены русскому авангарду. Поколение Гордина стало первым после войны, для которого наследие художников начала ХХ века – истинная ценность.

Наши дни Гордин изображает то иронично, то серьезно. Вот «Райский сад XXI», где Адам хватается за голову от вида Евы, делающей «бесконечные селфи». Прародитель ее совершенно не интересует. В иной тональности создана «Самоизоляция интроверта». Человек держит экран, в котором изображен человек, держащий перед собой экран... последний самый маленький человек держит «погасший» черный экран.

Финал выставки одновременно является и ее началом. Перед входом в Конюшенный корпус находится композиция «Лестница в небо». Стеклянный звонарь бьет, точнее пытается бить, в колокола, которые подвешены к небу. А внутри, точно напротив «лестницы», находится композиция из металла и разбитых зеркал «Трудно быть ангелом». Действительно, трудно. Но только ангелы способны играть на колоколах, которые держатся за небо.

#выставка #художники #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7010) от 16.09.2021 под заголовком «Райский сад наших дней».


Комментарии