Растет дубрава Петра. Как Летний сад подготовился к началу сезона
Весна запоздала. Летний сад светел и прозрачен, но в нем мало зелени — только трава. Пока он был закрыт на просушку, там подрезали деревья, ремонтировали дорожки. От зимних одежд избавлялись скульптуры — копии мраморных статуй и бюстов работы венецианских мастеров конца XVII — начала XVIII века. Оригиналы, за исключением монументальной группы «Мир и Победа» — аллегории Ништадтского мира, давно переместились под крышу Инженерного замка. У фонтанов пока пробные пуски. В полную силу водометы начнут работу 9 мая.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Начало летнего сезона стало поводом для прогулки по саду-памятнику с главным хранителем садов Русского музея Александрой Алексеевой. Прежде всего хотелось узнать, как ее подопечные пережили холодную и снежную зиму.
— Садам Русского музея 318 лет, на их памяти разные зимы, — рассказывает Александра Николаевна. — Минувшая не стала для них критичной. Ничто не обрушилось из‑за снега и не пострадало из‑за морозов. Птицы гнездятся, для них обновили скворечники. Пернатые, как и все зеленые насаждения, учтены. Сады музея охраняются, стихийные посадки на их территории невозможны. Только в рамках реконструкции при особых разрешениях КГИОП и по программе восстановления утраченных пород.
Хранитель утверждает: для посетителей сад должен выглядеть, как праздник. Деревянные шпалеры скоро закроет листва молодых лип. Цветы в партерах и кадочные растения добавят старому саду красок.
По-летнему тепло и много зелени в оранжерее. Растения в кадках готовят к выносу в сад. Цветут и замечательно пахнут померанцы — потомки деревьев, которые видел Петр. Он привез цитрусовые деревья в Летний сад. Померанцы и апельсины основателю нашего города особенно нравились. В оранжерее есть несколько растений из Хет Лоо — летнего дворца нидерландской королевской семьи, где Петр бывал в юном возрасте.
Посетителей сада интересует, используют ли плоды цитрусовых в пищу. Нет, это своего рода музейные экспонаты. Плоды долго спеют, их стараются сохранить, чтобы публика посмотрела.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Розы уже на улице, но пока в укромном месте. Они выставлены, чтобы привыкнуть к ветру, перепаду температур. Красивые, разных сортов роскошные цветы, которыми ежегодно украшается сад. Некоторые будут стоять в Красном саду, другие на Большом партере. Артишоки пока за стеклом теплицы, ждут, когда на улице потеплеет.
Коллекция старовозрастных деревьев Русского музея уникальна. О них рассказывает программа «Живые свидетели истории». Она включает 16 самых интересных с исторической точки зрения деревьев в садах музея. Некоторым из них больше трех столетий, другим около двухсот лет или больше ста. Маршрут длиной три километра занимает примерно полтора часа. Для программы создано мобильное приложение. У каждого дерева есть QR-код, скачав его, можно в телефоне прочитать, какие садовники трудились в саду, узнать, какая история связана с этим деревом.
Для тех, кто не пользуется смартфонами и QR-кодами, проводятся экскурсии. Маршрут начинается от домика Петра на Петровской набережной, где растет дуб, посаженный членами императорской семьи, скорее всего — к 200‑летию Санкт-Петербурга. Далее он продолжается по знаковым деревьям Летнего и Михайловского садов.
Самый известный памятник живой природы — дуб в Летнем саду. Три года назад Русский музей объявил о начале программы к 350‑летию со дня рождения Петра I. В памятных исторических местах и на объектах культурного наследия планировалось посадить саженцы, выращенные из желудей мемориального дуба в Летнем саду. «Дубрава Петра» в разных точках страны насчитывает уже больше двухсот пятидесяти деревьев.
Ее пополнило и юное деревце, на днях в торжественной обстановке посаженное в Летнем саду возле дуба — прародителя дубравы. В тот же день саженцы дубков получили представители организаций — участников программы «Всероссийская дубрава императора Петра Великого». В их числе комитет по благоустройству города, Ботанический сад, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, музей Мирового океана в Калининграде.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7162) от 04.05.2022 под заголовком «Растет дубрава Петра».
Материалы рубрики
Сад во дворе Мариинского дворца открыли для посещения
В Ботаническом саду распустилась «Царица ночи»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии