Рассказ от первого лица

В Мраморном дворце развернута выставка со странным названием «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ – ХХI веков». В пяти залах около восьмидесяти произведений из собрания Русского музея, других отечественных музейных и частных коллекций.

Рассказ от первого лица | Посетители редко проходят мимо триптиха Семена Файтисовича «Раздача милостыни».<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Посетители редко проходят мимо триптиха Семена Файтисовича «Раздача милостыни».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как говорят организаторы, идея вынашивалась долго. Суть в том, чтобы показать интерес современных художников к повествовательности, сюжету, описанию окружающей жизни.

Для передвижников это было основой творчества. Достаточно вспомнить репинских «Бурлаков». Но в начале прошлого века все изменилось. Представители «Мира искусства» решительно отказались от, по выражению Александра Бенуа, «литературщины», художники-авангардисты по определению не могли иметь с ней ничего общего. У искусствоведов повествовательность в живописи до недавнего времени осуждалась за «литературность».

Выставка показывает, что в отечественном искусстве рассказ как жанр не исчезал. Более того, появились «новые рассказчики».

Экспозиция и строится как рассказ, где есть развитие повествования, пересечение сюжетных линий. Рядом работы, созданные в разное время, в разных техниках.

«В стране с огромными нарративными (повествовательными, эпическими, – Ред.) традициями изобразительное искусство не может не опираться на них, – рассказывает куратор выставки Александр Боровский. – В 60 – 70-е годы ХIХ века такой подход дошел до крайности. На выставке появлялась картина, затем ее репродукция в журнале «Нива» и текст крупных литераторов, описывающий произведение. Достоевский, к примеру, великолепно описывал «Охотников на привале»: они и врут по-нашему, по-русски. Стасов – «Бурлаков». Тут все: новая Россия, свежие силы, рабство, готовность ходить в хомуте.

Интересы живописи были ущемлены. Мирискусники протестовали. Авангард боролся с литературностью. Малевич в своих радикальных исканиях стремился освободиться от цепей литературоцентризма.

Пришли советские времена. Ранний авангард был абсолютно просоветским, в то же время малодоступным и непонятным. Возникла необходимость и в «советских» сюжетах. В конце 1920 – середине 1930-х появились первые версии. Это был новый в истории отечественного искусства период, когда наших реалистов можно было сопоставить с западными, где также возникла усталость от авангарда».

Выставка начинается с картин 1920 – 1930-х годов, их мало, зато они очень характерные. Заметно, что художники опирались на опыт предшественников – передвижников, перерабатывая его для новых условий. «Крах банка» Георгия Ряжского – отсылка к одноименной картине Владимира Маковского. Композиция картины Серафимы Рянгиной «Жена» на злободневный для 1920-х годов сюжет напоминает хрестоматийное «Сватовство майора» Павла Федотова.

«Свежий номер цеховой газеты» Анатолия Левитина и Юрия Тулина – образец позднесталинского искусства. Картина, где клеймят позором отрицательного героя, даже современникам казалась излишне «многословной», бытовой. Сейчас видно, что это неплохая живопись. Если бы так написал современный художник-концептуалист, успех был бы гарантирован.

Нельзя обойти вниманием картины 1980-х годов – времени перестройки, когда художники решились писать то, о чем раньше не могло быть и речи, – «Сталин у тела жены», «Стук в дверь». Вещи страшные в своей откровенности. Таких произведений почти не осталось в России, за небольшие деньги их активно покупали иностранцы. Сейчас видно, что это работы музейного уровня.

Целая стена в первом зале отдана работам Гелия Коржева. У него было много наград, но он остался недооцененным. Художник трагический, писавший о драмах России. На выставке его ранняя – 1959 года – картина «Влюбленные» и написанная почти четырьмя десятилетиями позже версия «Блудного сына».

Заметно, что в нашем городе «рассказчиков» больше, чем в Москве. Александр Арефьев еще в конце 1950-х рассказывал истории из жизни трущоб. С 1970-х постоянным бытописателем городских обитателей стал недавно ушедший Владимир Овчинников. К тому же поколению относится и Владлен Гаврильчик. У него рассказы не только про жизнь, но и про то, как она отражалась в массмедиа.

Сильный, жесткий, бескомпромиссный питерский художник Николай Копейкин не только описывает события повседневной жизни, но и придумывает их. Он создал эпопею на тему «Россия – родина слонов».

Рассказ ведется не только на языке живописи. Знаковая вещь – объект «Остановка» – керамическая тумба с наклейками-объявлениями – работа Геннадия Корнилова из группы «Одна композиция».

Популярный принцип интерактивности использовала в видеоинсталляции Drama House Александра Дементьева. Зрители нажимают кнопки панели управления (аналог дверного звонка), чтобы получить доступ в чужие квартиры.

Организаторы выделяют проекты двух молодых художниц Марии Сафроновой и Таисии Коротковой. Первая в серии «Распорядок дня» исследует ситуацию в лечебно-исправительном учреждении, вторая в серии «Репродукция» – фантастическую лабораторию будущего, высокотехнологичный мир деторождения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5440) от 16.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...