Рассказ от первого лица

В Мраморном дворце развернута выставка со странным названием «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ – ХХI веков». В пяти залах около восьмидесяти произведений из собрания Русского музея, других отечественных музейных и частных коллекций.

Рассказ от первого лица | Посетители редко проходят мимо триптиха Семена Файтисовича «Раздача милостыни».<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Посетители редко проходят мимо триптиха Семена Файтисовича «Раздача милостыни».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как говорят организаторы, идея вынашивалась долго. Суть в том, чтобы показать интерес современных художников к повествовательности, сюжету, описанию окружающей жизни.

Для передвижников это было основой творчества. Достаточно вспомнить репинских «Бурлаков». Но в начале прошлого века все изменилось. Представители «Мира искусства» решительно отказались от, по выражению Александра Бенуа, «литературщины», художники-авангардисты по определению не могли иметь с ней ничего общего. У искусствоведов повествовательность в живописи до недавнего времени осуждалась за «литературность».

Выставка показывает, что в отечественном искусстве рассказ как жанр не исчезал. Более того, появились «новые рассказчики».

Экспозиция и строится как рассказ, где есть развитие повествования, пересечение сюжетных линий. Рядом работы, созданные в разное время, в разных техниках.

«В стране с огромными нарративными (повествовательными, эпическими, – Ред.) традициями изобразительное искусство не может не опираться на них, – рассказывает куратор выставки Александр Боровский. – В 60 – 70-е годы ХIХ века такой подход дошел до крайности. На выставке появлялась картина, затем ее репродукция в журнале «Нива» и текст крупных литераторов, описывающий произведение. Достоевский, к примеру, великолепно описывал «Охотников на привале»: они и врут по-нашему, по-русски. Стасов – «Бурлаков». Тут все: новая Россия, свежие силы, рабство, готовность ходить в хомуте.

Интересы живописи были ущемлены. Мирискусники протестовали. Авангард боролся с литературностью. Малевич в своих радикальных исканиях стремился освободиться от цепей литературоцентризма.

Пришли советские времена. Ранний авангард был абсолютно просоветским, в то же время малодоступным и непонятным. Возникла необходимость и в «советских» сюжетах. В конце 1920 – середине 1930-х появились первые версии. Это был новый в истории отечественного искусства период, когда наших реалистов можно было сопоставить с западными, где также возникла усталость от авангарда».

Выставка начинается с картин 1920 – 1930-х годов, их мало, зато они очень характерные. Заметно, что художники опирались на опыт предшественников – передвижников, перерабатывая его для новых условий. «Крах банка» Георгия Ряжского – отсылка к одноименной картине Владимира Маковского. Композиция картины Серафимы Рянгиной «Жена» на злободневный для 1920-х годов сюжет напоминает хрестоматийное «Сватовство майора» Павла Федотова.

«Свежий номер цеховой газеты» Анатолия Левитина и Юрия Тулина – образец позднесталинского искусства. Картина, где клеймят позором отрицательного героя, даже современникам казалась излишне «многословной», бытовой. Сейчас видно, что это неплохая живопись. Если бы так написал современный художник-концептуалист, успех был бы гарантирован.

Нельзя обойти вниманием картины 1980-х годов – времени перестройки, когда художники решились писать то, о чем раньше не могло быть и речи, – «Сталин у тела жены», «Стук в дверь». Вещи страшные в своей откровенности. Таких произведений почти не осталось в России, за небольшие деньги их активно покупали иностранцы. Сейчас видно, что это работы музейного уровня.

Целая стена в первом зале отдана работам Гелия Коржева. У него было много наград, но он остался недооцененным. Художник трагический, писавший о драмах России. На выставке его ранняя – 1959 года – картина «Влюбленные» и написанная почти четырьмя десятилетиями позже версия «Блудного сына».

Заметно, что в нашем городе «рассказчиков» больше, чем в Москве. Александр Арефьев еще в конце 1950-х рассказывал истории из жизни трущоб. С 1970-х постоянным бытописателем городских обитателей стал недавно ушедший Владимир Овчинников. К тому же поколению относится и Владлен Гаврильчик. У него рассказы не только про жизнь, но и про то, как она отражалась в массмедиа.

Сильный, жесткий, бескомпромиссный питерский художник Николай Копейкин не только описывает события повседневной жизни, но и придумывает их. Он создал эпопею на тему «Россия – родина слонов».

Рассказ ведется не только на языке живописи. Знаковая вещь – объект «Остановка» – керамическая тумба с наклейками-объявлениями – работа Геннадия Корнилова из группы «Одна композиция».

Популярный принцип интерактивности использовала в видеоинсталляции Drama House Александра Дементьева. Зрители нажимают кнопки панели управления (аналог дверного звонка), чтобы получить доступ в чужие квартиры.

Организаторы выделяют проекты двух молодых художниц Марии Сафроновой и Таисии Коротковой. Первая в серии «Распорядок дня» исследует ситуацию в лечебно-исправительном учреждении, вторая в серии «Репродукция» – фантастическую лабораторию будущего, высокотехнологичный мир деторождения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5440) от 16.04.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.