Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку из серии своих блокбастеров. Ее успех предсказуем. Правая анфилада залов на три летних месяца отдана художнику знаменитому, популярному, не обойденному вниманием публики и специалистов - Кузьме Петрову-Водкину.

Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Его произведения входят в музейные экспозиции, участвуют в программных выставках. Два года назад на той же площадке демонстрировались работы учеников и последователей мастера — «Круг Петрова-Водкина». Нынешний показ приурочен к 140-й годовщине со дня его рождения.

— Это выставка избранных произведений. Высказывание музея, наш взгляд на художника со сложной, даже трагической судьбой, — рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала ХХI века Владимир Леняшин. — Он, как и люди разных взглядов, принял революцию. Потом почувствовал, что «миссия невыполнима». Уходил от трагизма в религиозность. Кто-то из художников продолжал творческие поиски в реалистических формах, кто-то ушел в супрематизм. Петров-Водкин решал эту задачу на уровне гениальности.

Художник родился в провинциальном городке Хвалынске, расположенном неподалеку от Саратова среди живописных холмов на берегу Волги. Первые уроки живописи получил у местных иконописцев. На деньги меценатов учился в Петербурге в училище Штиглица и в Москве в училище живописи и ваяния у Репина. Побывал в Греции, Италии, Франции, Тунисе, Алжире. Первая выставка открылась в 1909 году. Известность спустя год принесла картина «Сон», которую Репин разгромил, а Бенуа поддержал. Самая знаменитая работа Петрова-Водкина «Купание красного коня» была показана на выставке объединения «Мир искусства». Организаторы поместили картину в центре, подчеркнув ее декларативный характер. Талант автора отметил и Репин.

Петров-Водкин был искренним попутчиком революции, его взгляды и ощущения менялись вместе со временем. 1930-е стали годами мучительной ломки, поисками путей, как не солгать и быть востребованным. У работ тех лет часто двойной смысл, подтекст. Он писал картины, занимался графикой, создавал декорации, преподавал по собственной живописной системе, стал первым председателем Союза художников в Ленинграде. Умер Петров-Водкин в 1939 году, оставив большое наследие.

Русский музей обладает уникальной коллекцией художника - более семидесяти живописных и свыше семисот графических произведений. В свое время 100-летие Петрова-Водкина отмечали показом графики. Спонсорская поддержка позволила на этот раз привлечь работы из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Хвалынского мемориального музея, других музейных и частных собраний. Семь залов вместили более двух сотен произведений. Свыше ста — живопись, несколько меньше графики.

В едином пространстве предстали знаменитые, малоизвестные и вовсе незнакомые публике произведения Петрова-Водкина. С порога бросается в глаза «Купание красного коня». На время выставки картину одолжила Третьяковка, как и «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»). Из того же собрания последнее масштабное полотно художника «Новоселье». Написанную по заказу картину на тему вселения рабочих в барские особняки комиссия отвергла. Слишком много в ней прочитывается «говорящих деталей», свидетельствующих о нелепости происходящего.

Ранние работы художника «Волжский этюд», «Автопортрет» прибыли из Хвалынского мемориального музея. Он появился стараниями Марии Федоровны - вдовы Петрова-Водкина. Для него она передала дом, работы мужа и часть архива.

На выставке есть вещи, которые публика видит впервые. В их числе акварельный эскиз «Распятие» к композиции для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви Петрова-Водкина крестили, в ней он венчался. В обмен на венчание с католичкой сделал росписи. Сохранилось только «Распятие».

Картина «Играющие мальчики», несмотря на документальные свидетельства — эскизы, рисунки, считалась неосуществленной. Недавно она обнаружилась в частном собрании.

Выставка и начинается с больших рисунков. Как говорит заведующая отделом акварели и рисунка Русского музея Наталья Козырева, отобраны лучшие вещи, характеризующие этапы творческого развития мастера. В ряде случаев это рисунки и эскизы к картинам, раскрывающие процесс развития и пластического решения идей Петрова-Водкина. 

Материал был опубликован в газете под № 098 (6207) от 4.06.2018 под заголовком «Распятие в обмен на венчание».

#Русский музей #художник #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6207) от 04.06.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.