Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку из серии своих блокбастеров. Ее успех предсказуем. Правая анфилада залов на три летних месяца отдана художнику знаменитому, популярному, не обойденному вниманием публики и специалистов - Кузьме Петрову-Водкину.

Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Его произведения входят в музейные экспозиции, участвуют в программных выставках. Два года назад на той же площадке демонстрировались работы учеников и последователей мастера — «Круг Петрова-Водкина». Нынешний показ приурочен к 140-й годовщине со дня его рождения.

— Это выставка избранных произведений. Высказывание музея, наш взгляд на художника со сложной, даже трагической судьбой, — рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала ХХI века Владимир Леняшин. — Он, как и люди разных взглядов, принял революцию. Потом почувствовал, что «миссия невыполнима». Уходил от трагизма в религиозность. Кто-то из художников продолжал творческие поиски в реалистических формах, кто-то ушел в супрематизм. Петров-Водкин решал эту задачу на уровне гениальности.

Художник родился в провинциальном городке Хвалынске, расположенном неподалеку от Саратова среди живописных холмов на берегу Волги. Первые уроки живописи получил у местных иконописцев. На деньги меценатов учился в Петербурге в училище Штиглица и в Москве в училище живописи и ваяния у Репина. Побывал в Греции, Италии, Франции, Тунисе, Алжире. Первая выставка открылась в 1909 году. Известность спустя год принесла картина «Сон», которую Репин разгромил, а Бенуа поддержал. Самая знаменитая работа Петрова-Водкина «Купание красного коня» была показана на выставке объединения «Мир искусства». Организаторы поместили картину в центре, подчеркнув ее декларативный характер. Талант автора отметил и Репин.

Петров-Водкин был искренним попутчиком революции, его взгляды и ощущения менялись вместе со временем. 1930-е стали годами мучительной ломки, поисками путей, как не солгать и быть востребованным. У работ тех лет часто двойной смысл, подтекст. Он писал картины, занимался графикой, создавал декорации, преподавал по собственной живописной системе, стал первым председателем Союза художников в Ленинграде. Умер Петров-Водкин в 1939 году, оставив большое наследие.

Русский музей обладает уникальной коллекцией художника - более семидесяти живописных и свыше семисот графических произведений. В свое время 100-летие Петрова-Водкина отмечали показом графики. Спонсорская поддержка позволила на этот раз привлечь работы из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Хвалынского мемориального музея, других музейных и частных собраний. Семь залов вместили более двух сотен произведений. Свыше ста — живопись, несколько меньше графики.

В едином пространстве предстали знаменитые, малоизвестные и вовсе незнакомые публике произведения Петрова-Водкина. С порога бросается в глаза «Купание красного коня». На время выставки картину одолжила Третьяковка, как и «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»). Из того же собрания последнее масштабное полотно художника «Новоселье». Написанную по заказу картину на тему вселения рабочих в барские особняки комиссия отвергла. Слишком много в ней прочитывается «говорящих деталей», свидетельствующих о нелепости происходящего.

Ранние работы художника «Волжский этюд», «Автопортрет» прибыли из Хвалынского мемориального музея. Он появился стараниями Марии Федоровны - вдовы Петрова-Водкина. Для него она передала дом, работы мужа и часть архива.

На выставке есть вещи, которые публика видит впервые. В их числе акварельный эскиз «Распятие» к композиции для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви Петрова-Водкина крестили, в ней он венчался. В обмен на венчание с католичкой сделал росписи. Сохранилось только «Распятие».

Картина «Играющие мальчики», несмотря на документальные свидетельства — эскизы, рисунки, считалась неосуществленной. Недавно она обнаружилась в частном собрании.

Выставка и начинается с больших рисунков. Как говорит заведующая отделом акварели и рисунка Русского музея Наталья Козырева, отобраны лучшие вещи, характеризующие этапы творческого развития мастера. В ряде случаев это рисунки и эскизы к картинам, раскрывающие процесс развития и пластического решения идей Петрова-Водкина. 

Материал был опубликован в газете под № 098 (6207) от 4.06.2018 под заголовком «Распятие в обмен на венчание».

#Русский музей #художник #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6207) от 04.06.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...