Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку из серии своих блокбастеров. Ее успех предсказуем. Правая анфилада залов на три летних месяца отдана художнику знаменитому, популярному, не обойденному вниманием публики и специалистов - Кузьме Петрову-Водкину.

Распятие и венчание: выставка к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Его произведения входят в музейные экспозиции, участвуют в программных выставках. Два года назад на той же площадке демонстрировались работы учеников и последователей мастера — «Круг Петрова-Водкина». Нынешний показ приурочен к 140-й годовщине со дня его рождения.

— Это выставка избранных произведений. Высказывание музея, наш взгляд на художника со сложной, даже трагической судьбой, — рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала ХХI века Владимир Леняшин. — Он, как и люди разных взглядов, принял революцию. Потом почувствовал, что «миссия невыполнима». Уходил от трагизма в религиозность. Кто-то из художников продолжал творческие поиски в реалистических формах, кто-то ушел в супрематизм. Петров-Водкин решал эту задачу на уровне гениальности.

Художник родился в провинциальном городке Хвалынске, расположенном неподалеку от Саратова среди живописных холмов на берегу Волги. Первые уроки живописи получил у местных иконописцев. На деньги меценатов учился в Петербурге в училище Штиглица и в Москве в училище живописи и ваяния у Репина. Побывал в Греции, Италии, Франции, Тунисе, Алжире. Первая выставка открылась в 1909 году. Известность спустя год принесла картина «Сон», которую Репин разгромил, а Бенуа поддержал. Самая знаменитая работа Петрова-Водкина «Купание красного коня» была показана на выставке объединения «Мир искусства». Организаторы поместили картину в центре, подчеркнув ее декларативный характер. Талант автора отметил и Репин.

Петров-Водкин был искренним попутчиком революции, его взгляды и ощущения менялись вместе со временем. 1930-е стали годами мучительной ломки, поисками путей, как не солгать и быть востребованным. У работ тех лет часто двойной смысл, подтекст. Он писал картины, занимался графикой, создавал декорации, преподавал по собственной живописной системе, стал первым председателем Союза художников в Ленинграде. Умер Петров-Водкин в 1939 году, оставив большое наследие.

Русский музей обладает уникальной коллекцией художника - более семидесяти живописных и свыше семисот графических произведений. В свое время 100-летие Петрова-Водкина отмечали показом графики. Спонсорская поддержка позволила на этот раз привлечь работы из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Хвалынского мемориального музея, других музейных и частных собраний. Семь залов вместили более двух сотен произведений. Свыше ста — живопись, несколько меньше графики.

В едином пространстве предстали знаменитые, малоизвестные и вовсе незнакомые публике произведения Петрова-Водкина. С порога бросается в глаза «Купание красного коня». На время выставки картину одолжила Третьяковка, как и «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»). Из того же собрания последнее масштабное полотно художника «Новоселье». Написанную по заказу картину на тему вселения рабочих в барские особняки комиссия отвергла. Слишком много в ней прочитывается «говорящих деталей», свидетельствующих о нелепости происходящего.

Ранние работы художника «Волжский этюд», «Автопортрет» прибыли из Хвалынского мемориального музея. Он появился стараниями Марии Федоровны - вдовы Петрова-Водкина. Для него она передала дом, работы мужа и часть архива.

На выставке есть вещи, которые публика видит впервые. В их числе акварельный эскиз «Распятие» к композиции для Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске. В этой церкви Петрова-Водкина крестили, в ней он венчался. В обмен на венчание с католичкой сделал росписи. Сохранилось только «Распятие».

Картина «Играющие мальчики», несмотря на документальные свидетельства — эскизы, рисунки, считалась неосуществленной. Недавно она обнаружилась в частном собрании.

Выставка и начинается с больших рисунков. Как говорит заведующая отделом акварели и рисунка Русского музея Наталья Козырева, отобраны лучшие вещи, характеризующие этапы творческого развития мастера. В ряде случаев это рисунки и эскизы к картинам, раскрывающие процесс развития и пластического решения идей Петрова-Водкина. 

Материал был опубликован в газете под № 098 (6207) от 4.06.2018 под заголовком «Распятие в обмен на венчание».

#Русский музей #художник #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6207) от 04.06.2018.


Комментарии