Раскольников наконец в Петербурге

Уже в течение пяти лет по миру передвигается выставка французского фотографа Сабин Мейер «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)». Наконец она добралась и до родины Родиона Романовича.

Раскольников наконец в Петербурге | Фотохроника ТАСС

Фотохроника ТАСС

Сабин Мейер, фотограф из Гавра, поначалу изучала живопись, но как только взяла в руки фотоаппарат, оставила кисть раз и навсегда. Для Мейер фотография - это «театральный» проект с продуманной режиссурой: документальными фото она не занимается принципиально. По ее мнению, объективно отразить реальность посредством фотографии невозможно, поскольку это всегда интерпретация художника. Не случайно на многих работах Мейер в кадр попадает шнур от фотоаппарата как символ присутствия автора.

Серии «Портрет человека (Родион Романович Раскольников)» предшествовали проекты «Автопортреты», демонстрирующие место фотографа в задуманной им истории, и «Метаморфозы», исследующие проблему иллюзорности действительности. Метафорический поиск себя в «ненадежном» пространстве изменчивой реальности продолжился и в серии о Раскольникове, которую теперь можно увидеть в Мемориальном музее Ф. М. Достоевского.

Там же прошла и встреча с Сабин Мейер, которая рассказала, что проект был задуман в Нью-Йорке. Мейер часами гуляла по нему, изучая пространство, размышляя, за какую деталь можно было бы зацепиться при выстраивании внутренней структуры кадра. Музей иммиграции на острове Элисс поразил фотографа: в нем - истории людей, пересекающих океан без денег и уверенности в завтрашнем дне, но с надеждой. Мейер осознала, что, по сути, положение Раскольникова, мучимого тяжелыми размышлениями и томимого той же неизвестностью, схоже с положением иммигрантов.

Итак, герой серии был выбран, возникали первые фотосюжеты, но оставалась главная проблема - найти подходящую модель, которая смогла бы перевоплотиться в Раскольникова. Просмотр актеров театральных студий не дал результата - не было нужного типажа. И тогда Мейер посоветовали прийти на акцию протеста, не без иронии отметив, что там будет много молодых мужчин - вдруг найдется подходящий типаж? Совет оказался пророческим: в толпе Мейер случайно наткнулась на молодого человека - Бенджамена Джорджа Филинсона, безумно похожего на того Раскольникова, который возникал в ее воображении. А пообщавшись с Филинсоном, Мейер узнала, что он имеет русские корни: его прадедушка был родом из России.

Проект смело можно назвать межконтинентальным: он был начат на улицах Нью-Йорка (для фотографа это был первый опыт нестудийной съемки), а закончен во французском Гавре, в студии Мейер. И это еще раз подчеркивает вневременной и внегеографический характер «Преступления и наказания»: для Мейер произведение Достоевского - это трагедия личности, бунтующей против своего «срединного» положения человека, который не может стать богом.

В Петербург приехали лишь 49 фотоснимков серии «Портрет человека», остальные же были продемонстрированы в виде слайд-шоу на проекторе.

Общее впечатление от нашего города, который фотограф посетила уже после создания серии, не изменило восприятие героя «Преступления и наказания», признается Мейер и с улыбкой добавляет:

- Мне очень приятно осознавать, что мой Раскольников наконец посетил Петербург!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?