Радует глаз, греет душу

Выставка «Народное искусство Нижегородского края», развернутая в Корпусе Бенуа Русского музея, адресована тем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством, народными промыслами, историей моды, архитектуры и быта.

Радует глаз, греет душу | Модницы замирают в восхищении перед мастерством рукодельниц нижегородского края. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Модницы замирают в восхищении перед мастерством рукодельниц нижегородского края. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В четырех залах анфилады более полутысячи образцов крестьянских ремесел. Все это вещи, предназначенные для использования в быту и по большей части применявшиеся по назначению, - фрагменты изб, орудия труда, утварь, игрушки, костюм... Талант народных умельцев, руку к ним приложивших, обеспечил вещам статус произведений искусства.

Для выставки музей выбрал Нижегородский край, где сконцентрированы известные промыслы хохломской и городецкой росписи, федосеевской деревянной игрушки, гончарства, золотной вышивки, мастерские икон и рукописной книги, резных пряничных досок и бытовой крестьянской утвари. Выставка охватывает отрезок времени от XVII до начала XXI века.

Нужную атмосферу в залах создает так называемая глухая архитектурная резьба зажиточных крестьянских домов. Редкий случай, когда она представлена подробно. Резные детали фасадов повторяют украшения волжских судов. Они перекочевали в декор фронтонов, наличников и ворот, покрывая их сплошным узором. Объемная резьба демонстрирует речных чудищ, улыбающихся львов, фантастических животных. Все из местного фольклора.

В первом зале храмовая старообрядческая скульптура, костюм и самые древние экспонаты - иконы.

Отдельное пространство отдано изделиям мастеров знаменитого своими промыслами села Городец. Они делали инкрустированные, а затем и расписные картины с изображениями сцен праздничной и повседневной жизни. Городецкой росписью украшали конские дуги, коробки для ниток, детскую мебель, игрушки, керамику.

Искусство центров, расположенных на правом берегу Волги, представлено балахнинским кружевом, щепной деревянной игрушкой, поддужными ямскими колокольчиками.

Раритет - миниатюрные медные замочки XVII - XIX веков в виде затейливых фигурок. Они изготавливались мастерами старинного центра художественной металлообработки - Павлово на Оке, который по примеру аналогичного ремесленного центра Великобритании называли русским Шеффилдом. Местные мастера делали замочки в виде затейливых фигурок, изображающих различные знаки зодиака и персонажей сказочного фольклора: коньков, львов, птиц. Самые маленькие размером всего несколько сантиметров.

В последнем зале популярный по сей день хохломской промысел. Местные токари и художники хранят традиции изготовления совершенной по форме, расписанной «под золото» посуды.

Украшение выставки - костюмы, их двенадцать комплектов.

- Хранение сформировалось из фондов уже не существующих музеев - Общества императорского поощрения художеств, музея-школы народного искусства императрицы Александры Федоровны и Петербургского кустарного музея. Позднее вещи поступали из экспедиций, - рассказывает хранитель отдела народного искусства Наталия Ковалева. - В отделе народного искусства более 200 предметов, относящихся к Нижегородскому краю. Самый архаичный костюм в нашей коллекции именно нижегородский, характерный для этой местности. Женский праздничный костюм XVIII - XIX веков известен по гравюрам, живописи, запискам краеведов.

Как сказали бы сегодня, базовый женский гардероб был одинаковым во всех регионах России - сарафан, душегрея и шугай - теплые вещи с длинным рукавом. Шитый золотом новгородский шугай перенесли на выставку из постоянной экспозиции. В России подобных сохранилось немного.

В Нижегородском крае жили зажиточные крестьяне, располагавшие большими капиталами, владевшие ремесленными мастерскими по производству посуды, пароходами... Они могли себе позволить богато одевать жен и дочерей. Не сами женщины из таких семей, сидя вечером перед лучиной, вышивали головные уборы, шитые золотом душегреи и шугаи. Их заказывали в монастырских мастерских. Самые известные мастерские были в женских монастырях Арзамаса. Костюмы за стеклом витрин в начале выставки оттуда. И головные уборы монастырской работы. Узор на одежде похож на узор оклада икон.

Интересный образец ткачества - пояса с текстами. На самых ранних молитвы. Позже появились дарственные надписи: «Пояс дарю вам в день вашего ангела».

В Городце центр золотного шитья изготавливал богато украшенную одежду. В витринах платки и косынки, исполненные в этой редкой для женского рукоделия технике.

Нельзя не обратить внимание на яркую вязаную обувь. До начала Первой мировой войны в городе Арзамасе располагался женский промысел по производству такой обуви. Промысел уникальный, но продукцию изготавливал огромными партиями. Она расходилась не только по территории Нижегородского края, ее охотно покупали армяне, кавказские народы. В основном эта обувь на мягком ходу. В Русском музее самая большая коллекция вязаной обуви. Женские мягкие полусапожки и туфли - домашняя обувь для зажиточного городского дома. В ходу были и мужские вязаные дорожные и спальные сапоги. По прейскуранту они самые дорогие, 7 рублей пара (в те времена средняя зарплата рабочего - 16 рублей).

Сапоги в хорошей сохранности, не ношеные. Предполагается, что они сделаны для выставки. Кустарный музей такие вещи покупал. В коллекции есть обувь с парижской выставки начала 1900-х годов.

#Русский музей #Нижегородский край #быт

Комментарии