Пять с двумя плюсами! Завершилась реставрация шедевра Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Таким сверхвысоким баллом оценена завершившаяся реставрация картины № 1 в русском изобразительном искусстве. Оценку эту художникам-реставраторам поставил расширенный реставрационный совет Русского музея, в заседании которого приняли участие ведущие специалисты из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Академии художеств, а также эксперты Министерства культуры России. Знаменитое полотно станет центром масштабной персональной выставки художника в Михайловском дворце Русского музея.

Пять с двумя плюсами! Завершилась реставрация шедевра Карла Брюллова «Последний день Помпеи» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Сегодня для нас очень важный день. Завершена первая в истории комплексная научная реставрация невероятной картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она является абсолютным лидером русской живописи, важнейшей страницей истории мирового изобразительного искусства. Ответственность наших реставраторов была колоссальная, картине почти 200 лет. Еще весной мы заручились поддержкой коллег из ведущих музеев России, одобривших наш план работ. Они проводились при поддержке нашего партнера — ПАО «Газпром». Каждое движение наших замечательных реставраторов было просчитано, — рассказала журналистам Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

«Санкт-Петербургские ведомости» знакомили своих читателей (см. номер от 6 марта) с началом этой уникальной реставрационной работы. Тогда также собирался Реставрационный совет Русского музея в расширенном составе, и он единогласно одобрил программу реставрации картины, которая была названа «классической, консервативной, свойственной реставрационной школе Русского музея, которая недавно отметила столетие своей деятельности».

За полгода, пока шла реставрация в зале № 86 Корпуса Бенуа, с работой художников-реставраторов смогли ознакомиться сотни посетителей музея. Ювелирная работа происходила в «прямом эфире»: в зале был установлен прозрачный экран, который позволил всем многочисленным посетителям Русского музея в разгар высокого сезона увидеть «Помпею». Этот показ стал важной частью просветительской работы музея, рассказывающей о работе реставраторов, обычно невидимой для посетителей музея.

Сергей Сирро, исполняющий обязанности заместителя генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что важнейшим этапом нынешней комплексной реставрации стало технико-технологическое исследование «Последнего дня Помпеи». Оно позволило дать ответы на многие вопросы как искусствоведов, так и реставраторов. Первые наглядно увидели, как Брюллов в течение четырех лет, которые заняла работа над картиной, занимался композицией, как шел от статики к динамике. Это касается фигур христианина, девушки с кувшином, молодой пары… Брюллов смог выполнить сверхзадачу — наполнить движением не только фигуры людей, но и архитектуру. Именно это так восхищало современников художника почти 200 лет назад и продолжает удивлять нас сегодня.

Для реставраторов было важно получить информацию о составе авторских красок и поздних записей, чтобы вернуть картине первоначальный облик. Например, Брюллов использовал натуральный ультрамарин для драпировок, который сохраняет свой колорит столетиями. Это помогло реставраторам подобрать правильные тонировки.

РМ3.jpg
ФОТО: Русский музей

Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея, напомнил, что комплексная реставрация состояла из двух этапов. На первом, еще в 1995 году, была произведена консервация картины. Были «зашиты» 47 разрывов холста и сделан дублировочный холст. Но тогда не решились заниматься самой живописью, особенно учитывая размер картины — 4,5 на 6,5 метра. Нынешний, второй, этап включал удаление трех слоев позднего лака, который имел подтеки и лежал слоями разной толщины, утоньшение потемневшего авторского лака, что вернуло картине первоначальный колорит, удаление записей, тонировку утрат и нанесение нового слоя предохранительного лака. В работе использовался специальный подъемник с мобильной технологической лабораторией.

Как пояснила Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор масляной живописи Русского музея, академическая школа русской живописи, лидером которой был Карл Брюллов, подразумевала определенный порядок создания картины — от грунтовки холста до лессировок. Традиционная реставрация картин, которая используется в Русском музее более 100 лет, в полной мере учитывает это. Она предлагает использование «мягких» материалов для удаления потемневшего лака и поздних записей, применение только натуральных растворителей, неиспользование компрессов. Прежде всего это касалось поздних записей на руках христианина и женщины в центре картины, драпировки на воине.

Отвечая на вопрос нашей газеты, Кленова сообщила, что показ публике работы реставраторов совершенно не мешал слаженным действиям команды из пяти художников. «Мы были полностью погружены в работу, — пояснила Кленова, — для меня стало откровением, как Брюллов на одном дыхании широкой кистью создавал формы и объемы, тела и ткани драпировок. Это потрясающе».

Ирина Веснина, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы, рассказала, что наборная рама картины с богатым декором была сделана «на сухую» без клеевых швов в местах стыков. Именно это позволило ей хорошо сохраниться, в том числе в годы Великой Отечественной войны, когда сама картина была эвакуирована, а рама оставалась в залах Русского музея в блокадном Ленинграде.

РМ2.jpg
ФОТО: Русский музей

Рама — родная, в ней найден металлический крепеж, произведенный на демидовских заводах в 1833 году. Никаких документов о создании рамы не выявлено. «Она всегда оставалась в тени волшебного живописного полотна», — пояснила Веснина. Нынешняя реставрация рамы позволила выявить все поновления и удалить поздние вторжения. «Наша главная задача состояла в том, чтобы убрать темные окислы серебра. Этот металл применялся как подложка под золочение рамы, чтобы золото выглядело матовым и не отвлекало от общения с картиной. Также спасибо эрмитажным коллегам: они подарили нам куски высушенного дуба, из которых мы реставрировали «шпонки», обеспечивающие прочность рамы», прокомментировала Веснина.

Уже совсем скоро, 18 октября, для публики откроется грандиозная выставка «Великий Карл. К 225‑летию со дня рождения К. П. Брюллова» (6+), для которой собрано более 160 картин и 250 акварелей и рисунков из лучших отечественных музеев.

Впервые будет показана широкой публике картина «Христос во гробе», нас ждут и другие сюрпризы. Большая команда искусствоведов и дизайнеров работает над тем, чтобы картины и рисунки поистине хрестоматийного художника Карла Брюллова заиграли по‑новому. К выставке готовится и «Последний день Помпеи»: в ближайшие дни картину накатают на вал и вместе с рамой перенесут из Корпуса Бенуа в Академические залы Михайловского дворца.

По словам Аллы Маниловой, Русский музей не случайно решил отдать для выставки «Великий Карл» все Академические залы Михайловского дворца. Брюллов заслуживает этого, как никто другой. Закончив «Последний день Помпеи», он заметил: «…надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что‑нибудь достойное нынешнего требовательного века. Для написания «Помпеи» мне еще мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров».

— Выставка будет важной для всех, кого интересует русская живопись наша российская история. Всем нам не может быть безразлично, что значил Карл Брюллов для продвижения русского искусства, русской культуры в мире. Вспомним строки Евгения Баратынского: «И был последний день Помпеи // Для русской кисти первый день!» — подчеркнула генеральный директор Русского музея.

Читайте также:

В Мраморном дворце Русского музея открылась масштабная выставка «Россия — Беларусь. Пересечение судеб»

Удивительный вальс танцевал Летний сад. С большим успехом прошёл праздник «Сад фонтанов» Русского музея


#реставрация #Русский музей #Брюллов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7756) от 25.09.2024 под заголовком «Пять с двумя плюсами!».


Комментарии