Путешествие в прошлое. Чем интересен Палеонтолого-стратиграфический музей

После нескольких месяцев карантина музеи Санкт-Петербургского университета открывают свои двери для посетителей. Всего их около десятка: Музей истории этого учебного заведения, Гербарий, Музей-архив Д. И. Менделеева, Минералогический музей и другие. Палеонтолого-стратиграфический не самый известный, но один из самых интересных.

Путешествие в прошлое. Чем интересен Палеонтолого-стратиграфический музей | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Палеонтология - наука, изучающая жизнь прошедших геологических периодов. Стратиграфия занимается осадочными породами, в слоях которых сохранились остатки ископаемых организмов. Соответственно, в Палеонтолого-стратиграфическом музее собраны окаменелости и породы, которыми можно проиллюстрировать геологическую летопись Земли.

Здесь вам расскажут, как выглядел единый материк Пангея, существовавший до начала юрского периода, и потомки каких древнейших организмов все еще проживают на нашей планете. Впрочем, путешествие в прошлое обычно начинается с истории самого музея.

Это случилось чуть больше 150 лет назад. Профессор Александр Александрович Иностранцев основал при университетской кафедре геологии, которую возглавлял, Геологический кабинет (теперь он разделился на несколько самостоятельных музеев). И одной из первых туда поступила коллекция Эдуарда Ивановича Эйхвальда, крупного палеонтолога XIX века, - лучшие ее образцы можно увидеть в витринах музея Палеонтолого-стратиграфического.

Эйхвальд поставил перед собой задачу почти неподъемную - собрать и описать палеонтологические остатки со всей Российской империи, от Польши до Урала. Он описал и зарисовал несколько тысяч окаменелостей - беспозвоночных, позвоночных и растений. Теперь, когда хранители музея готовят к изданию новый, современный каталог его коллекции (уже опубликованы три тома), они не устают удивляться полноте собрания. Его экспонаты и сейчас занимают почетное место в центральных витринах.

Год за годом Геологический кабинет пополнялся коллекциями геологов и палеонтологов - сотрудников Университета, и не только. Позднее сюда стали поступать образцы, которые студенты привозили с летней практики (из Ленинградской области и Крыма). Таким образом сформировались два раздела нынешнего музея: монографический и учебный.

Конечно, чаще других наслаждаются этими экспозициями специалисты, но заглядывают сюда и просто любознательные горожане. И мало кто уходит разочарованным, ибо экскурсии проводят люди знающие, искренне влюбленные в свою непростую науку, готовые поделиться не только полезными, но и забавными фактами.

Знаете ли вы, например, что кистеперые рыбы, которые долгое время считались вымершими, все еще существуют? В Индийском океане и сейчас водится латимерия - «живое ископаемое», получившее имя в честь Марджори Куртене-Латимер. Эта дама с ранних лет проявляла интерес к природе и была энтузиасткой своего дела. Именно она опознала в необычной рыбе, выловленной у Мадагаскара, уникальный организм, существовавший еще в доисторические времена, а затем сообщила о находке палеоихтиологам.

Парейазавры (так называемые щекастые ящеры), чьи морды, судя по реконструкциям, сильно напоминали инопланетных чудовищ из современных фильмов, в отличие от латимерии вымерли в положенное время. На рубеже XIX - XX веков профессор Варшавского университета Владимир Амалицкий обнаружил в бассейне Северной Двины немалое количество их скелетов. И таким образом доказал, что когда-то Евразия и Африка были единым континентом (ибо евразийские парейазавры сродни южноафриканским, хотя и те и другие передвигались только посуху). Большая часть находок Амалицкого хранится теперь в Московском палеонтологическом музее, а в музее нашего Университета обитает гипсовая модель парейазавра по имени Дуся.

Еще тут есть скелет юрского ихтиозавра, спрессованный временем до настенного состояния. И следы динозавра - отпечатки некрупных лап древнего существа, окаменевшее мгновение... Впрочем, лучше один раз увидеть, поэтому не стану раскрывать всех секретов Палеонтолого-стратиграфического музея. Скажу только, что у него есть свой сайт, и за время карантина его сотрудники подготовили несколько выставок, посвященных истории палеонтологического образования в Петербурге, нескольким выдающимся ученым-палеонтологам, геологии Крыма.

Сейчас хранители собрания заняты переучетом огромных коллекций и занесением их в комплексную музейную информационную систему. Но всегда готовы выкроить время для занятий со студентами (к сожалению, будущие геологи теперь не учатся в здании Двенадцати коллегий и потому оторваны от своих музеев).

Кроме того, экспозиция пользуется популярностью у учащихся самых разных колледжей и институтов, школьников, а однажды сюда привели даже старшую группу детского сада. Как рассказывает профессор Университета Владимир Владимирович Аркадьев, дети задавали по-настоящему интересные и неожиданные вопросы.

Зачем человеку нужно знать, сколько лет планете, на которой он живет (по современным данным, примерно 4,5 - 4,7 миллиарда лет)? Зачем представлять, как выглядел ихтиозавр или, скажем, трилобит? Вариантов ответа на этот вопрос - множество. Один весомее другого. Затем, чтобы не чувствовать себя чужим на Земле, ощущать свое родство с ней и населяющими ее существами, быть внимательным и бережным к жизни, которая чудом зародилась здесь и дала человеку возможность быть.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (6754) от 02.09.2020 под заголовком «Кто дал человеку возможность быть».


Комментарии