Путешественник с гитарой

Гитарист Михаил Радюкевич может сыграть на гитаре все что угодно: от музыки эпохи барокко до эстрадных шлягеров. Но особое место в его репертуаре занимают сочинения классической испанской школы и композиторов Латинской Америки, а также народные мелодии и старинные романсы.

26 сентября в Малом зале Филармонии Михаил Радюкевич исполнит концерт «Гитара навсегда». Накануне концерта с гитаристом встретилась наш корреспондент.

Путешественник с гитарой  | ФОТО Андрея ОСИНА

ФОТО Андрея ОСИНА

– Насколько популярна у петербургской публики гитарная музыка? Есть ли «стопроцентные хиты», которые вы обязательно исполняете на своих концертах?

– В Петербурге существуют давнишние традиции гитарного исполнительства, идущие с начала ХХ века, и сейчас гитара находится в благоприятном положении. Одно время не было высших учебных заведений, где можно было получить диплом гитариста. Теперь в петербургской Консерватории есть класс гитары и в Университете культуры и искусств, где я преподаю. В детских музыкальных школах самый большой конкурс именно на гитару. Дети хотят играть на ней, потому что очень разнообразный репертуар. Начинают с рок-н-ролла, блюза, и постепенно педагоги увлекают учеников более серьезной музыкой.

Много фестивалей проходит в нашем городе, разнообразных конкурсов, много залов появилось, где звучит гитара. Например, в Культурном центре Елены Образцовой на

Невском, 65, регулярно проводятся вечера гитарной музыки. Мои студенты пытаются изобретать какие-то интересные формы, выступают в кафе, в новых пространствах. Гитара очень популярна сейчас, хотя не все знают гитарную музыку, интерес к ней большой. На концертах в Филармонии всегда полные залы. Работает гитарный клуб в Публичной библиотеке на Фонтанке.

В царскосельском «Зале на острову» замечательная акустика, я там часто выступаю, уже есть своя публика.

Гитара – любимый инструмент во многих странах: в Италии и во Франции, в Англии, Испании. Весь латиноамериканский фольклор связан с гитарой – Аргентина, Бразилия, Куба, Венесуэла... В этих странах гитара считается душой народа, потому что она ближе к человеку. Музыка рождается от прикосновений пальцев исполнителя к струне; это такой инструмент, который позволяет выразить самые сокровенные мысли и чувства. Я играю программу из произведений разных эпох и стилей, путешествуя по странам.


– Сегодня композиторы много сочиняют для гитары?

– Много. Почти все мои студенты сочиняют. Этот инструмент провоцирует сочинение музыки – много возможностей и приемов, которые могут передать разнообразные стилевые направления, эмоции. Берлиоз в своем трактате о музыкальных инструментах сравнил гитару с маленьким оркестром. Этот инструмент самодостаточен, существуют приемы, которые имитируют виолончель, духовые инструменты, флейту, струнные. Эти приемы создают практически оркестровое звучание. Могут быть совершенно непредсказуемые эффекты. Каждый композитор старается из гитары извлечь то, что раньше не извлекалось. Это очень старый инструмент, но до сих пор развивающийся. Гитарные мастера стараются придумать конструкции, чтобы она звучала по-новому – все зависит от желания композитора.

Есть современные композиторы, чью музыку я люблю. Это Никита Кошкин, Лео Брауэр, кубинский композитор, который открыл новые возможности инструмента. Гитара – это целый мир.


– Кому из артистов вы аккомпанируете?

Уже двадцать пять лет работаю с Олегом Погудиным, а также с Галиной Сидоренко, Викторией Ребенко. Служу в нашем «Петербург-концерте» ведущим мастером сцены.


– Вы много гастролируете. Можете вспомнить какой-то особенный для вас концерт?

– Столько гастролей... С Олегом Погудиным мы объехали всю Россию и практически весь мир. Запомнился концерт в Большом зале Московской консерватории... Мы выступали и в Кремлевском дворце, и в маленьких залах. А вообще я играю около ста концертов в год.


– Какое из сочинений, изначально не созданных для гитары, далось вам труднее всего?

– Переложений очень много. Прежде всего испанская музыка. Все испанские композиторы, сочиняя, слышали гитару. Альбенис и Гранадос даже в своих фортепианных произведениях подражали гитаре. Начались переложения в конце XIX века: музыка эпохи барокко, вся романтическая музыка, включая Шопена, Скрябина, Скарлатти, Гайдна, Моцарта, была переложена для гитары. Иногда получается действительно интересно. В силу того что гитара – немножко оркестр, переложения очень убедительны. Я играю Клода Дебюсси, Эрика Сати, некоторые пьесы Родиона Щедрина... Музыки гораздо больше, чем сил и возможностей.


– Чему вы прежде всего хотите научить своих учеников?

– Стараюсь, чтобы студент понял идею композитора. Очень много нюансов, я учу, как услышать эти нюансы. Гитарист начинается со звука, звук должен быть теплый, разнообразный. Он всегда индивидуальный, как язык – манера человека высказываться. Гитара наиболее способна передать индивидуальность человека. Многие ищут свою гитару, делают на заказ, находят старинные инструменты.

Сейчас у меня четыре инструмента, с которыми я выступаю: две классические гитары, которые сделал мастер с Урала Тарас Титович, и еще есть копия, созданная голландским мастером Мартином де Витте, – в Голландии очень сильная традиция исполнения на старинных инструментах. У меня копия гитары 1830 года. Она звучит, как тогда. Особенно интересно такие инструменты звучат в камерных залах, таких как «Зал на острову» или в Михайловском замке Русского музея, где я часто выступаю.


– Насколько востребованы сегодня инструменты ручной работы? В нашем городе работают мастера, создающие эксклюзивные гитары?

– Есть мастера, которым заказывают гитары и студенты, и концертирующие гитаристы. Но до сих пор многие предпочитают покупать иностранные гитары. Например, сейчас очень популярны южнокорейские мастера, испанские мастера.

У меня есть гитара, которой уже сто лет, даже больше. Она была произведена в Германии в 1913 году очень известным мастером Германом Хаузером. Это его ранняя гитара. Она, видимо, трофейная, кто-то привез ее из Германии после войны. Она попала к гитаристу Игорю Клименкову (его знают по фильму «Золушка», где он сыграл пажа). Он ее немножко переделал. Но я нашел мастера Сергея Русакова, который занимается историей гитаростроения, и он мне ее восстановил в прежнем виде. Мне кажется, очень интересно услышать звук столетней гитары.


– Русская школа игры на гитаре существует?

– Русская школа отличается не техническими сторонами, техника как раз пришла из Европы, но отношением к музыке. У русских исполнителей более глубокое отношение к музыке, они стараются постичь глубину произведения. Этим отличаются молодые исполнители: Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Ровшан Мамедкулиев, Антон Баранов. Наши российские гитаристы выигрывают самые престижные конкурсы в Европе и Америке.


– Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?

– Я занимаюсь любимым делом, и мне удается совмещать преподавание и исполнение музыки, как сольно, так и в ансамблях. Я сделал много переложений вокальной музыки, записал много дисков...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5549) от 22.09.2015.


Комментарии