Путь в Святые Горы
В Пушкинском Доме вошло в традицию в день памяти Пушкина открывать выставку, демонстрирующую редкие подлинные документы. Год назад она была посвящена началу биографии Пушкина. В этом году перед посетителями предстали документальные свидетельства последнего земного маршрута Пушкина от дома на Мойке, 12, в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, далее в Тригорское, затем в монастырь в Святых Горах.

ФОТО АВТОРА
- В витрине нет пушкинских рукописей. Больше чем на день они на свет никогда не появляются, - рассказывает заведующая литературным музеем Пушкинского Дома Лариса Агамалян. - Зато можно видеть подлинные документы, связанные с его трагической смертью. Их немного, но каждый дорогого стоит.
Прежде всего обращаешь внимание на посмертную маску Пушкина. Она достаточно известна, много раз воспроизводилась. Но это необычный экземпляр, одна из самых первых отливок. Маска принадлежала Жуковскому, от него попала в собрание Александра Федоровича Онегина в Париже, затем была передана в Пушкинский Дом.
Рядом с маской тетрадь, которую держал в руках Пушкин. Он купил ее для работы, но использовать не успел. Жуковский после смерти поэта разбирал бумаги, взял тетрадь себе. Как он сам написал, «я принял ее из рук смерти», набросал в ней стихи: «Он лежал без движенья...». Жуковский подарил тетрадь Евдокии Ростопчиной. Та делала в ней записи, передала дочери. Реликвия попала к Онегину, в составе его коллекции - в Пушкинский Дом.
В раскрытой церковной метрической книге лаконичная запись об отпевании Пушкина в церкви. Кто он такой, причина смерти, возраст и место захоронения - погост Святогорского монастыря.
Рядом прошение графа Григория Строганова, опекуна вдовы и детей поэта, на имя министра юстиции о перемещении тела Пушкина для погребения в Святогорский монастырь. Известно, что по пути к месту захоронения санный поезд заблудился, заехал в Тригорское к Осиповым. Они восприняли это как последний визит к ним поэта. Прасковья Александровна написала об этом в своем месяцеслове. Позже Строганов попросил Осипову зарисовать могилу Пушкина. Маленький листок с едва видным изображением первой, до установки памятника, с простым крестом могилы поэта публика видит впервые.
Выставка продлится до 20 февраля.
Одновременно с выставкой Пушкинский Дом представил еще один новый проект. Он связан с подготовкой полного академического издания поэта.
Как рассказывает ведущий научный сотрудник отдела пушкиноведения Екатерина Ларионова, Пушкин единственный из отечественных классиков, чьи произведения не удостоены такого издания. Оно было задумано еще в 1930 году, его готовили блестящие пушкинисты, но руководство страны сочло, что обширные комментарии народу не нужны. Многотомник вышел без комментариев. В конце минувшего века к первоначальной идее вернулись. Казалось, достаточно дополнить первое издание, но выяснилось, работу надо начинать заново. К примеру, «Борис Годунов» шесть лет дожидался выхода в свет. Пушкин текст правил, исключил несколько сцен. В том числе ту, где народ приветствует Годунова у Новодевичьего монастыря.
Вышло в свет четыре тома академического издания Пушкина, подготовлен пятый. Одновременно Пушкинским Домом выпускается «Пушкинская энциклопедия» со статьями о произведениях поэта.
Два года ушло на пробный вариант электронной версии «Маленьких трагедий». На экране можно увидеть рукописи автора, его собственноручные варианты текстов, черновики, примечания, комментарии, переводы, библиографию, иллюстрации, постановки в театре и кино...
Возможности электронной версии бессмертного произведения продемонстрировал сотрудник отдела пушкиноведения Пушкинского Дома Никита Охотин. Продемонстрировал с удовольствием, но от себя добавил, что печатная книга не исчезнет никогда. Она единственный «живой» способ взаимодействия с первоисточником.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5888) от 13.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии