Путь в бессмертие

Фильм «Прокофьев: во время пути» Анны Матисон можно посмотреть только в малом зале киноцентра «Родина», будто это артхаусное кино не для широкой публики. Но этот фильм - о силе духа и чуде творения - обращен далеко не только к знатокам и меломанам.

Путь в бессмертие | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Анна Матисон раньше не только писала сценарии для комедии «Елки» и ставила спектакли в Мариинском театре, которые критики упрекали за попытки соединить высокое искусство с попсой. Она работала и в документалистике: снятые Анной Матисон фильмы о Денисе Мацуеве и Валерии Гергиеве показывали на телеэкранах.

На сей раз зрителям предстоит своего рода путешествие по железнодорожным рельсам под звуки музыки - из века минувшего в нынешнее столетие.

Герой по имени Марк приезжает на подмосковную дачу Сергея Прокофьева в поселок Николина Гора с намерением купить двухэтажный дом (несколько лет назад СМИ сообщили, что дача находится в аварийном состоянии и выставлена на продажу). Садится за стол, разбирает бумаги и увлекается чтением дневника композитора - Прокофьев вел дневник на протяжении двадцати шести лет. Периодически Марк отвечает на звонки, ест шоколад и бутерброды, нервно курит и пытается согреться, кутаясь в плед. В сторонке у окна стоит Сергей Прокофьев, как невидимый двойник из прошлого. Обоих играет Константин Хабенский. Актер изображает одновременно современника и человека другой эпохи.

Параллельно этому диалогу развивается другая линия - гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в рамках Пасхального фестиваля. Маршрут петербургского оркестра пересекается с путями-перепутьями Сергея Прокофьева. И в XXI столетии в каждом городе, куда композитора забрасывала судьба, звучит его музыка.

Сергей Прокофьев пишет о том, как поезд приближается к Кисловодску, а на экране автобусы уже мчат по направлению к этому городу оркестр, которому предстоит исполнить в местном театре симфонию Прокофьева. В дневнике композитор признается, что счастлив приехать в Киев - и тут же столица Украины встречает аплодисментами петербургских музыкантов. Прокофьев делится впечатлениями после просмотра оперы «Хованщина» - и Мариинский театр дает на киевской сцене одноименный спектакль своего репертуара. Прокофьев рассуждает о масштабе таланта Федора Шаляпина, и Валерий Гергиев говорит, что, дирижируя оперу «Борис Годунов», думает о Шаляпине. Вернувшись в Ленинград, Сергей Прокофьев восхищается красотой родного города. Камера показывает петербургские пейзажи и возвращается в Концертный зал Мариинского театра, где оркестр исполняет один из прокофьевских шедевров...

Зрители побывали с оркестром Мариинского театра в двенадцати городах нашей страны - режиссер снимала репетиции и выступления часто в неподходящих по акустике залах, пресс-конференции и переезды, улицы городов и купе поездов, проезжающих мимо провинциальных пейзажей, от которых щемит сердце.

«Мы играем симфонии Прокофьева там, где они вообще никогда не исполнялись», - говорил Валерий Гергиев. За фортепиано солируют знаменитые пианисты Петербурга и Москвы.

Красной нитью через повествование проходит тема Великой Отечественной войны. Отрывки из дневника Прокофьева сопровождаются документальными кадрами и звуками Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. «Наше поколение может через космос Прокофьева и Шостаковича все это переживать», - убежден Валерий Гергиев.

Табличка на запорошенном снегом деревянном доме сообщает: «Здесь с 1945 по 1953 годы жил композитор Сергей Прокофьев».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?