Путь в бессмертие
Фильм «Прокофьев: во время пути» Анны Матисон можно посмотреть только в малом зале киноцентра «Родина», будто это артхаусное кино не для широкой публики. Но этот фильм - о силе духа и чуде творения - обращен далеко не только к знатокам и меломанам.
ФОТО из архива редакции
Анна Матисон раньше не только писала сценарии для комедии «Елки» и ставила спектакли в Мариинском театре, которые критики упрекали за попытки соединить высокое искусство с попсой. Она работала и в документалистике: снятые Анной Матисон фильмы о Денисе Мацуеве и Валерии Гергиеве показывали на телеэкранах.
На сей раз зрителям предстоит своего рода путешествие по железнодорожным рельсам под звуки музыки - из века минувшего в нынешнее столетие.
Герой по имени Марк приезжает на подмосковную дачу Сергея Прокофьева в поселок Николина Гора с намерением купить двухэтажный дом (несколько лет назад СМИ сообщили, что дача находится в аварийном состоянии и выставлена на продажу). Садится за стол, разбирает бумаги и увлекается чтением дневника композитора - Прокофьев вел дневник на протяжении двадцати шести лет. Периодически Марк отвечает на звонки, ест шоколад и бутерброды, нервно курит и пытается согреться, кутаясь в плед. В сторонке у окна стоит Сергей Прокофьев, как невидимый двойник из прошлого. Обоих играет Константин Хабенский. Актер изображает одновременно современника и человека другой эпохи.
Параллельно этому диалогу развивается другая линия - гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в рамках Пасхального фестиваля. Маршрут петербургского оркестра пересекается с путями-перепутьями Сергея Прокофьева. И в XXI столетии в каждом городе, куда композитора забрасывала судьба, звучит его музыка.
Сергей Прокофьев пишет о том, как поезд приближается к Кисловодску, а на экране автобусы уже мчат по направлению к этому городу оркестр, которому предстоит исполнить в местном театре симфонию Прокофьева. В дневнике композитор признается, что счастлив приехать в Киев - и тут же столица Украины встречает аплодисментами петербургских музыкантов. Прокофьев делится впечатлениями после просмотра оперы «Хованщина» - и Мариинский театр дает на киевской сцене одноименный спектакль своего репертуара. Прокофьев рассуждает о масштабе таланта Федора Шаляпина, и Валерий Гергиев говорит, что, дирижируя оперу «Борис Годунов», думает о Шаляпине. Вернувшись в Ленинград, Сергей Прокофьев восхищается красотой родного города. Камера показывает петербургские пейзажи и возвращается в Концертный зал Мариинского театра, где оркестр исполняет один из прокофьевских шедевров...
Зрители побывали с оркестром Мариинского театра в двенадцати городах нашей страны - режиссер снимала репетиции и выступления часто в неподходящих по акустике залах, пресс-конференции и переезды, улицы городов и купе поездов, проезжающих мимо провинциальных пейзажей, от которых щемит сердце.
«Мы играем симфонии Прокофьева там, где они вообще никогда не исполнялись», - говорил Валерий Гергиев. За фортепиано солируют знаменитые пианисты Петербурга и Москвы.
Красной нитью через повествование проходит тема Великой Отечественной войны. Отрывки из дневника Прокофьева сопровождаются документальными кадрами и звуками Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. «Наше поколение может через космос Прокофьева и Шостаковича все это переживать», - убежден Валерий Гергиев.
Табличка на запорошенном снегом деревянном доме сообщает: «Здесь с 1945 по 1953 годы жил композитор Сергей Прокофьев».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.
Комментарии