Путь к началам

Впервые за многие годы Выставочный центр Союза художников Петербурга (Большая Морская ул., 38) показывает не плотно развешенные по всем стенам картины, так что в глазах рябит от искусства, а именно выставку – продуманное, сильное, точное высказывание, спрятанное за скромным названием «Николай Сажин. Рисунок, живопись».

Путь к началам |

Сажина часто называют метафизиком, то есть исследователем начал природы и бытия человека. Он и сам говорит, что любовь и смерть – главные темы его творчества.

Один факт биографии Сажина упоминается обязательно: в 1974 году, будучи 26-летним студентом факультета рисунка в цитадели академизма – Репинском институте, он принял участие в выставке неофициальных художников в ДК Газа. Окончив вуз, художник занимался книжной иллюстрацией, с перестроечных времен постоянно выставляется. Много лет Сажин преподает рисунок в Академии им. Штиглица.

Выставка построена как диалог рисунков (именно с них автор рекомендует начинать осмотр) и живописи. Произведения умышленно оставлены без этикеток, чтобы не отвлекать зрителя от всматривания.

Рисунки, первая специальность Сажина – это 120 листов, уложенных в одну непрерывную ленту по периметру зала. Твердая уверенная рука как будто сама пишет. То крестьян в духе Малевича и Честнякова, то Караваджо и юношу Паскалоне из фильма Дерека Джармена «Караваджо», то дружелюбных носорогов, то пляж на модном куроте, то причал на Соловках, то Великую китайскую стену... На самом деле, это все та же метафизика, напряженный поиск начал и смыслов.

Потом скромная соловецкая зарисовка аукнется большим полотном «Причал», где старые автомобильные покрышки, защищающие причальную стенку от удара судов, воспринимаются как бесконечный круг жизни.

Наша газета поинтересовалась у философа Валерия Савчука, чем ему интересны работы Сажина: «Обычно, не зная истории искусства, очень трудно воспринимать произведения художников ХХ века с их многочисленными ссылками и аллюзиями. Сажин успешно разрушает этот барьер. Он выстроил удивительную атмосферу попадания внутрь живописи. Художник активно работает с «античеловеческим» фиолетовым цветом, используя антропоморфные и фитоморфные мотивы. Природа, преобразованная под наши стандарты, вызывает ощущение тревоги. В новых картинах, в частности в большом триптихе «Среда обитания», Сажин использует геометрические формы. Городские пространства, состоящие из одинаковых зданий, нарушают визуальную экологию, они чужды человеку».

В «Среде обитания» художник едва ли не впервые в своем творчестве выходит за рамки плоскости, как он говорит, в «рельеф», усиливая ощущение однообразия и депрессивности урбанистического пейзажа.

Со времени большой персональной выставки Сажина в Русском музее прошло ровно десять лет. На наш вопрос, что изменилось в его искусстве, художник заметил: «Стал экономнее в красках, раздарил тюбики с яркими – красным и голубым. В прошлые века художники использовали три-четыре цвета: охра, ультрамарин, белый и черный. Им хватало».

28 февраля на выставке состоится встреча с Николаем Сажиным, разговор пойдет о смыслах жизни и искусства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5407) от 27.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...