Путь к началам
Впервые за многие годы Выставочный центр Союза художников Петербурга (Большая Морская ул., 38) показывает не плотно развешенные по всем стенам картины, так что в глазах рябит от искусства, а именно выставку – продуманное, сильное, точное высказывание, спрятанное за скромным названием «Николай Сажин. Рисунок, живопись».

Сажина часто называют метафизиком, то есть исследователем начал природы и бытия человека. Он и сам говорит, что любовь и смерть – главные темы его творчества.
Один факт биографии Сажина упоминается обязательно: в 1974 году, будучи 26-летним студентом факультета рисунка в цитадели академизма – Репинском институте, он принял участие в выставке неофициальных художников в ДК Газа. Окончив вуз, художник занимался книжной иллюстрацией, с перестроечных времен постоянно выставляется. Много лет Сажин преподает рисунок в Академии им. Штиглица.
Выставка построена как диалог рисунков (именно с них автор рекомендует начинать осмотр) и живописи. Произведения умышленно оставлены без этикеток, чтобы не отвлекать зрителя от всматривания.
Рисунки, первая специальность Сажина – это 120 листов, уложенных в одну непрерывную ленту по периметру зала. Твердая уверенная рука как будто сама пишет. То крестьян в духе Малевича и Честнякова, то Караваджо и юношу Паскалоне из фильма Дерека Джармена «Караваджо», то дружелюбных носорогов, то пляж на модном куроте, то причал на Соловках, то Великую китайскую стену... На самом деле, это все та же метафизика, напряженный поиск начал и смыслов.
Потом скромная соловецкая зарисовка аукнется большим полотном «Причал», где старые автомобильные покрышки, защищающие причальную стенку от удара судов, воспринимаются как бесконечный круг жизни.
Наша газета поинтересовалась у философа Валерия Савчука, чем ему интересны работы Сажина: «Обычно, не зная истории искусства, очень трудно воспринимать произведения художников ХХ века с их многочисленными ссылками и аллюзиями. Сажин успешно разрушает этот барьер. Он выстроил удивительную атмосферу попадания внутрь живописи. Художник активно работает с «античеловеческим» фиолетовым цветом, используя антропоморфные и фитоморфные мотивы. Природа, преобразованная под наши стандарты, вызывает ощущение тревоги. В новых картинах, в частности в большом триптихе «Среда обитания», Сажин использует геометрические формы. Городские пространства, состоящие из одинаковых зданий, нарушают визуальную экологию, они чужды человеку».
В «Среде обитания» художник едва ли не впервые в своем творчестве выходит за рамки плоскости, как он говорит, в «рельеф», усиливая ощущение однообразия и депрессивности урбанистического пейзажа.
Со времени большой персональной выставки Сажина в Русском музее прошло ровно десять лет. На наш вопрос, что изменилось в его искусстве, художник заметил: «Стал экономнее в красках, раздарил тюбики с яркими – красным и голубым. В прошлые века художники использовали три-четыре цвета: охра, ультрамарин, белый и черный. Им хватало».
28 февраля на выставке состоится встреча с Николаем Сажиным, разговор пойдет о смыслах жизни и искусства.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5407) от 27.02.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии