Путь к началам
Впервые за многие годы Выставочный центр Союза художников Петербурга (Большая Морская ул., 38) показывает не плотно развешенные по всем стенам картины, так что в глазах рябит от искусства, а именно выставку – продуманное, сильное, точное высказывание, спрятанное за скромным названием «Николай Сажин. Рисунок, живопись».
Сажина часто называют метафизиком, то есть исследователем начал природы и бытия человека. Он и сам говорит, что любовь и смерть – главные темы его творчества.
Один факт биографии Сажина упоминается обязательно: в 1974 году, будучи 26-летним студентом факультета рисунка в цитадели академизма – Репинском институте, он принял участие в выставке неофициальных художников в ДК Газа. Окончив вуз, художник занимался книжной иллюстрацией, с перестроечных времен постоянно выставляется. Много лет Сажин преподает рисунок в Академии им. Штиглица.
Выставка построена как диалог рисунков (именно с них автор рекомендует начинать осмотр) и живописи. Произведения умышленно оставлены без этикеток, чтобы не отвлекать зрителя от всматривания.
Рисунки, первая специальность Сажина – это 120 листов, уложенных в одну непрерывную ленту по периметру зала. Твердая уверенная рука как будто сама пишет. То крестьян в духе Малевича и Честнякова, то Караваджо и юношу Паскалоне из фильма Дерека Джармена «Караваджо», то дружелюбных носорогов, то пляж на модном куроте, то причал на Соловках, то Великую китайскую стену... На самом деле, это все та же метафизика, напряженный поиск начал и смыслов.
Потом скромная соловецкая зарисовка аукнется большим полотном «Причал», где старые автомобильные покрышки, защищающие причальную стенку от удара судов, воспринимаются как бесконечный круг жизни.
Наша газета поинтересовалась у философа Валерия Савчука, чем ему интересны работы Сажина: «Обычно, не зная истории искусства, очень трудно воспринимать произведения художников ХХ века с их многочисленными ссылками и аллюзиями. Сажин успешно разрушает этот барьер. Он выстроил удивительную атмосферу попадания внутрь живописи. Художник активно работает с «античеловеческим» фиолетовым цветом, используя антропоморфные и фитоморфные мотивы. Природа, преобразованная под наши стандарты, вызывает ощущение тревоги. В новых картинах, в частности в большом триптихе «Среда обитания», Сажин использует геометрические формы. Городские пространства, состоящие из одинаковых зданий, нарушают визуальную экологию, они чужды человеку».
В «Среде обитания» художник едва ли не впервые в своем творчестве выходит за рамки плоскости, как он говорит, в «рельеф», усиливая ощущение однообразия и депрессивности урбанистического пейзажа.
Со времени большой персональной выставки Сажина в Русском музее прошло ровно десять лет. На наш вопрос, что изменилось в его искусстве, художник заметил: «Стал экономнее в красках, раздарил тюбики с яркими – красным и голубым. В прошлые века художники использовали три-четыре цвета: охра, ультрамарин, белый и черный. Им хватало».
28 февраля на выставке состоится встреча с Николаем Сажиным, разговор пойдет о смыслах жизни и искусства.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5407) от 27.02.2015.
Комментарии