Путь к вокзалу. В Петербурге выбрали символ Российской империи

На днях завершился городской фотоконкурс «Санкт-Петербург. Под крыльями двуглавого орла», организованный Музеем истории города. Задача участников состояла в том, чтобы найти на улицах символ Российской империи и сделать снимок. Специальный диплом конкурса назывался «За актуализацию проблемы сохранения исторического наследия».

Путь к вокзалу. В Петербурге выбрали символ Российской империи | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Награду получила Светлана Волкова за фото сильно потрепанного временем каменного барельефа с изображением двуглавого орла. Птица украшает главный вход в павильон «Царский вокзал», что находится в Пушкине на Академическом проспекте, 35. Не буду утомлять читателя причинами появления этого здания в данном месте, где давным-давно нет никакой железной дороги. Историю можно легко найти в популярной литературе. Здесь важно: павильон был построен в 1912 году по проекту архитектора Владимира Покровского в ­неорусском стиле. Служил для приема царских поездов. С началом Первой мировой войны — для доставки раненых в госпиталь, находившийся в расположенном поблизости Федоровском городке.

После революции павильон приспособили под общежитие железнодорожников, перегородив парадные залы вдоль и поперек. Около пятидесяти лет назад общежитие расселили, и с тех пор здание пустует. В 2010 году отмечалось 300‑летие Царского Села. В юбилейную программу была включена реставрация павильона — объекта культурного наследия. Но денег не нашли: ни бюджетных, ни ин­весторских…

Еду в Царское Село. До павильона каких‑нибудь полчаса на городском автобусе от метро и еще десять минут пешком. Первое, что режет глаз, когда видишь здание, — дыры в заборе из проф­листа, который огораживает несколько метров земли вокруг павильона. Да и сами деревянные конструкции забора могут в любой момент упасть. Все это значит, что на территорию можно беспрепятственно войти. К счастью, двери и окна павильона «заглушены» и внутрь здания невозможно попасть. Но хорошо видно, что территория постепенно захламляется бытовым мусором. Уже появились отслужившие свое автомобильные покрышки, в том числе одна — от грузовика. Это мусор, что называется, опасный во всех отношениях. Наконец нигде нет никаких информационных табличек — что это за здание, почему к нему необходимо бережно относиться. 

На запрос «СПб ведомостей» в КГИОП мы получили такое разъяснение. В 2017 году после обращения органа охраны памятников в Союз реставраторов Петербурга были проведены перво­очередные противоаварийные работы: частичное укрытие кровли в местах утраты металла, вывоз завалов мусора из интерьеров, укрытие оконных и дверных проемов. В том же году в КГИОП поступила заявка от администрации Пушкинского района о включении «Царского вокзала» в реставрационную программу «Рубль за метр», которая тогда только разрабатывалась. Наша газета неоднократно сообщала об этой программе. Она предусматривает, что арендатор памятника после выполнения и приемки всех реставрационных работ получает суперльготную арендную ставку. На сегодня по этой программе отреставрированы особняк Колобовых на Большой Зелениной улице, 43, и Александровские ворота Охтинских пороховых заводов. На нескольких объектах ведутся работы.

Вокзал2_Пр.jpg
ФОТО автора

Продолжу цитировать ответ КГИОП: «По информации государственного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга», подведомственного комитету имущественных отношений, в 2018 году издано распоряжение о «Царском вокзале».

Оно определило целью использования здания музейную функцию или общепит. Павильон включен в программу «Рубль за метр». Торги запланированы на 2023 год».

Практика этой и других подобных программ подсказывает, что найти арендатора будет непросто. Для ресторана или кафе место «глухое», там нет трафика, оно находится далеко от турис­тических маршрутов. Музей? Но чем его наполнить? Ясно, что потенциальный арендатор должен обладать не только солидными средствами для проведения реставрационных работ, но и яркой, небанальной идеей, как в дальнейшем использовать красивое здание с шатровой башней и двуглавым орлом.


#фотография #конкурс #символ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7277) от 17.10.2022 под заголовком «Путь к вокзалу».


Комментарии