«Пушкин. Лермонтов. Современники»
Так называется выставка, которая открывается в день памяти Пушкина на Мойке, 12.
«Петербург. Острова». М. Н. Воробьев. 1819 г. Бумага, акварель.
Иллюстрация предоставлены пресс-службой Всероссийского музея А. С. Пушкина
Они никогда в жизни не встретились. Хотя Пушкин успел прочесть первую появившуюся в печати поэму Лермонтова «Хаджи Абрек», сказав об авторе: «Далеко мальчик пойдет». Оба поэта были современниками. Оба родились в Москве, оба прошли через увлечение поэзией Байрона и личностью Наполеона, оба отдали дань Отечественной войне 1812 года. Для каждого из них важное место в судьбе и творчестве занимал Кавказ. Они много путешествовали, но ни разу не бывали за границей. В Петербурге ходили по одним и тем же улицам, у них были общие друзья и знакомые. Они даже у одной и той же гадалки бывали и слушали один и тот же цыганский хор, и у одного врача лечились – доктора Арендта. И смерть их оказалась схожей – дуэли прервали их жизни.
Выставка «Пушкин. Лермонтов. Современники», как говорит ее куратор хранитель музея Елена Владимировна Пролет, и показывает это единство времени. Особенно для современных школьников это важно: «Часто, когда они проходят литературу, получается, что Пушкин – отдельно, Гоголь – отдельно, Лермонтов – отдельно, они не чувствуют и не понимают единого потока времени». Елена Владимировна хотела бы, чтобы на эту выставку приходили не классами, а семьями. Чтобы снова перечитали лермонтовское «Смерть поэта» и задумались над тем, как слово влияло на Россию.
В Зеленом зале Всероссийкого музея А. С. Пушкина представлены предметы из фондов музея, которые выставляются редко – раз в несколько лет. Подлинные рисунки и акварели, которым свет чрезвычайно вреден, особенно солнечный, поэтому зима – единственное время, когда их выставляют. Знаменитый портрет Натальи Николаевны созданный Александром Брюлловым, тот самый, который держал в руках Пушкин. Об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный завод: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри».
А вот еще один рисунок Александра Брюллова. Лавка Смирдина переехала с Синего моста на Невский, и литераторы собрались, чтобы отпраздновать это событие. Во главе стола – Крылов. Напротив Пушкина цензор Семенов между Гречем и Булгариным, что дало повод поэту воскликнуть: «Ты, брат Семенов, сегодня словно Христос на горе Голгофе»...
Именно бывший лицеист, цензор Василий Николаевич Семенов оставит воспоминания о том, что Лермонтов, которого цензор тоже знал, был в толпе петербуржцев, пришедших проститься с Пушкиным на Мойку, 12, куда цензор также пришел вместе с сыном.
Кавказ, столь много значивший для Пушкина и Лермонтова. Место свободы и войны. В витрине – дорожная шкатулка, с такими отправлялись в те годы в дальние путешествия. Дамский зонтик от солнца. Книги. Лермонтов за несколько дней до дуэли просит бабушку в письме прислать книги – томик Ростопчиной, полное собрание сочинений Шекспира и собрание сочинений Жуковского. Здесь же – изящные записные книжки тех времен, куда их владельцы переписывали и стихи. Вот «Евгений Онегин», а вот и «Мцыри».
Здесь же – каретные часы, чтобы путешественник всегда мог следить за временем. Часы занимают на выставке особое место. Можно увидеть те самые, которые были остановлены в минуту смерти Пушкина. А вот часы, принадлежавшие брату Пушкина Льву. Лев был дружен с Лермонтовым. За час до гибельной для Лермонтова дуэли он и Лев Пушкин обедали вместе, и Лермонтов ни слова не сказал брату Пушкина о предстоящем поединке...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5395) от 10.02.2015.
Комментарии