Провоцируя, искусство заставляет задуматься
Сегодня вспыхивает много скандалов на разной почве: политической, полуполитической, культурной или вообще на пустом месте.
В музее Метрополитен проходит выставка «Иерусалим 1000 - 1400» об эпохе крестовых походов. Она подготовлена отделом средневекового искусства из благородных целей - рассказать о том, как три религии жили вместе.
Самые многочисленные и красивые вещи - христианские. Меньше экспонатов мусульманских, они тоже красивые. Совсем мало еврейских, в основном это рукописи, в изобразительном отношении вещи не самые выигрышные.
Возмутилась еврейская община. В прессе появились публикации: в момент, когда ЮНЕСКО выносит неоднозначное решение об исторических памятниках Иерусалима, Метрополитен якобы ситуацию усугубляет, недостаточно показывая роль и место евреев. Если учесть конкретный момент, возмущение можно понять, но оно несправедливо. Выставка посвящена времени крестоносцев и объясняет, почему еврейская культура представлена недостаточно. Во времена крестоносцев в Иерусалиме евреев было мало, их убивали. И вот тут возмутились католики: что за гадости про нас рассказывают, никого мы не убивали.
Директор Метрополитен вынужден оправдываться. Он публикует статью, стараясь объяснить, что музей хотел дать образцы культурного примирения, а не ссорить людей. Подчеркнуть культурное единство.
Люди возбуждаются по разным поводам. Всегда можно найти причину для обиды.
И у нас была неприятная история. В Эрмитаже проходила сугубо академическая конференция по нумизматике. Один из докладов был посвящен монетам мусульманских ханств южного Кавказа «Монетное дело Ереванского, Нахичеванского, Гянджинского и Карабахского ханств 1747 - 1827 гг.». В его предварительном неофициальном названии фигурировал географический термин, не имевший отношения к мусульманским ханствам, - Армения. В Интернете со стороны граждан Азербайджана полились потоки грязи с требованием запретить, исключить из конференции доклад. Причина: якобы его авторы считают эти ханства армянскими.
Непонимание возникло и с армянской стороны. В открытом письме директора трех музеев обвиняли организаторов конференции в том, что они изменили название доклада, поддавшись давлению. Не поддавались мы давлению, заранее старались не возбуждать страсти там, где не нужно.
Казалось бы, на подобные конфликты можно махнуть рукой, но их много.
Недавно в эпицентре скандала оказалась мемориальная доска Маннергейму. Когда Эрмитаж делал выставку, ему посвященную, открывали гостиницу в его честь, президент возлагал цветы на могилу - все было спокойно. По поводу выставки люди спорили, писали отзывы, дискутировали. Повесили доску и получили взрыв эмоций, который это событие не заслуживает. Доска не самая лучшая. Не стоило ее делать такой, как для советского генерала. Достаточно лаконичной надписи: здесь служил Маннергейм.
Еще раз повторю: мы наблюдаем истерики по разным, часто неожиданным, поводам. Понятно, что причина волнений вокруг выставки в Метрополитен или доклада на конференции нумизматики - политика.
Но рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» известна всем «тысячу лет». Вдруг кто-то начинает из-за нее возмущаться и требовать запретить. Вероятно, опера нравилась не всем, как и фильмы об Иисусе Христе, снятые Пазолини или Скорсезе. Но надо понимать, они давно вошли в мировую культуру.
На оскорбление должна быть адекватная реакция, а для нее время и место. Если оскорблен: не смотри, не общайся, не подавай руки... Есть много проявлений чувств кроме криков и требований запретить.
Наши коллеги археологи из Новосибирска два с лишним десятилетия назад нашли на Алтае «принцессу Укока» - захоронение скифского времени. Во льду замечательно сохранилась мумия, даже меховые шубы. Вокруг находки возникли слухи, мифы, суеверия, вылившиеся в мощные протесты населения, не позволяющие археологам копать. Идет потепление климата, мерзлота исчезнет. Вещи, которые сохранились во льду, такие как эрмитажный пазырыкский (V - IV в. до н. э.) ковер, превратятся в труху, пропадут.
Бесспорно, у археологов есть моральные проблемы: что делать с захоронениями, можно ли в музеях выставлять останки людей. Но слепо следовать эмоциям тоже не нужно. Кроме того, люди, живущие сейчас в горном Алтае, не потомки тех, кто покоится в этих захоронениях. Они потомки тех, кто позже пришел и завоевал эту территорию.
Из «мелочей» рождается нетерпимость, которая использует любой предлог для противостояния.
В музеях Австралии и Америки хранятся ритуальные предметы аборигенов и индейцев. Те требуют вернуть святыни. Государственные американские музеи отдали, теперь этих вещей днем с огнем не сыскать. Частные музеи не отдали и сохранили. Есть и другой вариант разрешения конфликта, которому следуют в Австралии. Он странный. Вещи хранятся в музеях, но к ним мало кого допускают. Их могут видеть только вожди, жрецы, шаманы. Так может быть у нас, если человеку неправославному запретят входить в церковь и видеть иконы.
Возмущение ведет к нетерпимости и ненависти, к которой мы движемся семимильными шагами. Возмущение по любому поводу надо сдерживать.
В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра. Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные - напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет «Лавка дичи» или «Рыбная лавка» Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.
Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа «течет кровь». Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.
Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.
Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр «кричит» о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.
У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: «уберите Фабра из Эрмитажа» (это, дескать, «бескультурье»). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.
В «крике» Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.
Современное искусство - вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают - это нормально.
А в «лавке» Снайдерса или в голландских натюрмортах всем все понятно? А на картине «Петр и Павел» Эль Греко всем понятно, о чем речь?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5824) от 07.11.2016.
Комментарии