Провинциальный анекдот

В основу постановки «Анекдот» на Малой сцене театра «Балтийский дом» режиссер Леонид Алимов положил пьесу Александра Вампилова «Случай с метранпажем», написанную в 1979 году. В прежние времена она составляла пару другой одноактовке - «Двадцать минут с ангелом». Вместе они и образовывали этакий драматургический очерк нравов под названием «Провинциальные анекдоты».

Провинциальный анекдот | В пьесах Вампилова на сцену выходят не герои, а обычные люди. ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

В пьесах Вампилова на сцену выходят не герои, а обычные люди. ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Появление нового спектакля связано с двойным юбилеем: в 2017-м исполняется 80 лет со дня рождения Александра Вампилова и 45 лет со дня его трагической гибели.

Второй немаловажный мотив интереса к пьесе - отсутствие современной качественной драматургии о жизни «людей просто». И пьесы Вампилова становятся для нынешних режиссеров своеобразной палочкой-выручалочкой, давая возможность вывести на сцену не королей и не героев-любовников, а жителей «хрущевок» и обитателей провинции. Или, как в «Случае с метранпажем», командированных, ночующих в гостинице с «поэтическим» названием «Тайга».

Леонид Алимов изящно обошел рифы бытовых подробностей, которые относятся к началу 1970-х. Действие его «Анекдота» вполне могло происходить и сегодня. Его версия пьесы - это лирический водевиль из наших дней. Мы узнаем характеры населяющих спектакль персонажей: от администратора гостиницы Калошина (Александр Павельев) до девушки Виктории (Варвара Маркевич), в номере которой совершенно случайно оказался персонаж, давший название пьесе, - тот самый метранпаж (Александр Передков).

Пересказать каскад сценических эпизодов, в который втягиваются постепенно персонажи спектакля, невозможно. От нагромождения несуразностей и нелепостей смех в зале не стихает.

Однако режиссер недаром взялся интерпретировать давнюю пьесу советского драматурга. В абсолютно комедийных ситуациях он неожиданно обнаружил ту самую тему, которая лирическим пунктиром прорывается сквозь актерские хохмы и гэги. Условно ее можно назвать «душа поет».

Конечно, въедливый и немного туповатый Калошин никакой не Сарафанов (из вампиловского же «Старшего сына»), но и у него есть душа и мечты. Только они куда-то подевались за суетой и желанием сделать карьеру. Невежество и ограниченность кругозора заставили его изображать безумие, дабы сохранить репутацию. Потому и поет Калошин на сцене вместе со всеми хором то хит про «батарейку любви», то задушевную песню «Васильки-цветочки», а откуда-то с нижнего этажа, видимо, из ресторана, постоянно раздаются мелодии такой знакомой отечественной попсы.

Пошлость не отпускает героев спектакля из своих объятий. Тем не менее режиссер Алимов оставляет им шанс остаться в памяти зрителей не выдуманными персонажами смешного водевиля, а людьми с живыми характерами.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5883) от 06.02.2017.


Комментарии