Провал перед триумфом

В Театральном музее открылась выставка «Полный провал» - о спектаклях, которые с треском провалились и получили признание лишь какое-то время спустя.

Провал перед триумфом | В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

На афише выставки в словах «полный провал» буквы «о» заменены помидорами, с них стекают красные капли... В изображенной на плакате фигуре легко узнать Сергея Дягилева - «великого импресарио», создателя и вдохновителя «Русских сезонов», которые в начале прошлого века покорили Париж и ввели отечественное искусство в мировой контекст.

Однако и Дягилеву пришлось пережить провал - один из самых громких в истории искусства. 29 мая 1913 года в Париже в Театре Елисейских Полей с треском провалился балет «Весна священная», поставленный на музыку Стравинского Вацлавом Нижинским. Публика, воспитанная на классике, устроила дикий скандал. Однако дальновидный Дягилев совсем не расстроился. Больше того, он увидел в провале будущую победу. И не ошибся.

Автор афиши - Марина Смирнова. Она же сделала необычный буклет к выставке. Эти буклеты, похожие на порванные в сердцах и смятые театральные программки, разбросаны по полу в небольшом зале, с которого начинается выставка. В них - собрание театральных баек о всевозможных курьезах, нелепостях, ошибках, которые, что говорить, случаются в театрах и сейчас. Очень хороши шаржированные изображения Дягилева, довольно потирающего руки и предвкушающего победу, и расстроенного Чехова, сидящего с горестным видом на чемодане с надписью «Мелихово» (после оглушительного провала его «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра он полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово).

В зале расставлены стулья, каждый может присесть и словно оказаться среди разряженной публики, изображения которой находятся визави. А еще - посмотреть фильм, который будут крутить нон-стоп все дни работы выставки, вплоть до 4 декабря. Вот что рассказала о фильме одна из создательниц - Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом Театрального музея:

- Куратор Павел Путин предложил снять фильм о всяких курьезах и нелепых ситуациях, которые случаются в театрах и сейчас. Мы расспросили 12 человек. На мой взгляд, самую комичную историю рассказал режиссер Геннадий Тростянецкий - о том, как одна актриса, занятая в его спектакле, перепутала дни и не явилась в театр. И тогда ему самому пришлось переодеться в женское платье, сбрить свои легендарные усы и выйти на сцену.

Истории самых громких театральных провалов, впоследствии обернувшихся триумфами, «рассказываются» в основном в пояснительных текстах, развешенных на стенах. Экспонатов совсем немного - архивные фотографии чеховской «Чайки», возобновленной на сцене Александринки в 1902 году, уже после триумфального спектакля во МХАТе, который полностью реабилитировал пьесу в глазах публики. Реконструкции двух костюмов из балета «Весна священная», созданных по эскизам Николая Рериха. Эскизы Татьяны Бруни в стиле конструктивизм и фотографии с репетиций балета «Болт», который ставил в 1931 году на музыку Шостаковича Федор Лопухов в Кировском театре и который подвергся резкой критике с «классовых позиций» и почти сразу был снят из репертуара.

Кураторы не ставили задачу сделать масштабную экспозицию на заявленную тему. Они попытались создать в игровой форме образ самых громких провалов - коротко, пунктиром. Стоит отметить работу дизайнера выставки Екатерины Сотниковой. Экспонаты - и драгоценные подлинные эскизы, и увеличенные снимки с архивных фотографий не просто развешены по стенам рядком, а вольно разбросаны веером, образуя калейдоскоп событий, быстро сменяющих друг друга.

Великие предшественники словно говорят молодым - не надо бояться неудачи, тем более что сейчас уже не принято кидаться гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. Современники - и маститые критики, и почтеннейшая публика — не всегда способны верно оценить то новое, что появляется в искусстве. Лишь время расставляет все на свои места.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5807) от 12.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?