Главная городская газета

Провал перед триумфом

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Провал перед триумфом | В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

В Театральном музее открылась выставка «Полный провал» - о спектаклях, которые с треском провалились и получили признание лишь какое-то время спустя.

На афише выставки в словах «полный провал» буквы «о» заменены помидорами, с них стекают красные капли... В изображенной на плакате фигуре легко узнать Сергея Дягилева - «великого импресарио», создателя и вдохновителя «Русских сезонов», которые в начале прошлого века покорили Париж и ввели отечественное искусство в мировой контекст.

Однако и Дягилеву пришлось пережить провал - один из самых громких в истории искусства. 29 мая 1913 года в Париже в Театре Елисейских Полей с треском провалился балет «Весна священная», поставленный на музыку Стравинского Вацлавом Нижинским. Публика, воспитанная на классике, устроила дикий скандал. Однако дальновидный Дягилев совсем не расстроился. Больше того, он увидел в провале будущую победу. И не ошибся.

Автор афиши - Марина Смирнова. Она же сделала необычный буклет к выставке. Эти буклеты, похожие на порванные в сердцах и смятые театральные программки, разбросаны по полу в небольшом зале, с которого начинается выставка. В них - собрание театральных баек о всевозможных курьезах, нелепостях, ошибках, которые, что говорить, случаются в театрах и сейчас. Очень хороши шаржированные изображения Дягилева, довольно потирающего руки и предвкушающего победу, и расстроенного Чехова, сидящего с горестным видом на чемодане с надписью «Мелихово» (после оглушительного провала его «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра он полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово).

В зале расставлены стулья, каждый может присесть и словно оказаться среди разряженной публики, изображения которой находятся визави. А еще - посмотреть фильм, который будут крутить нон-стоп все дни работы выставки, вплоть до 4 декабря. Вот что рассказала о фильме одна из создательниц - Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом Театрального музея:

- Куратор Павел Путин предложил снять фильм о всяких курьезах и нелепых ситуациях, которые случаются в театрах и сейчас. Мы расспросили 12 человек. На мой взгляд, самую комичную историю рассказал режиссер Геннадий Тростянецкий - о том, как одна актриса, занятая в его спектакле, перепутала дни и не явилась в театр. И тогда ему самому пришлось переодеться в женское платье, сбрить свои легендарные усы и выйти на сцену.

Истории самых громких театральных провалов, впоследствии обернувшихся триумфами, «рассказываются» в основном в пояснительных текстах, развешенных на стенах. Экспонатов совсем немного - архивные фотографии чеховской «Чайки», возобновленной на сцене Александринки в 1902 году, уже после триумфального спектакля во МХАТе, который полностью реабилитировал пьесу в глазах публики. Реконструкции двух костюмов из балета «Весна священная», созданных по эскизам Николая Рериха. Эскизы Татьяны Бруни в стиле конструктивизм и фотографии с репетиций балета «Болт», который ставил в 1931 году на музыку Шостаковича Федор Лопухов в Кировском театре и который подвергся резкой критике с «классовых позиций» и почти сразу был снят из репертуара.

Кураторы не ставили задачу сделать масштабную экспозицию на заявленную тему. Они попытались создать в игровой форме образ самых громких провалов - коротко, пунктиром. Стоит отметить работу дизайнера выставки Екатерины Сотниковой. Экспонаты - и драгоценные подлинные эскизы, и увеличенные снимки с архивных фотографий не просто развешены по стенам рядком, а вольно разбросаны веером, образуя калейдоскоп событий, быстро сменяющих друг друга.

Великие предшественники словно говорят молодым - не надо бояться неудачи, тем более что сейчас уже не принято кидаться гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. Современники - и маститые критики, и почтеннейшая публика — не всегда способны верно оценить то новое, что появляется в искусстве. Лишь время расставляет все на свои места.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook