Провал перед триумфом

В Театральном музее открылась выставка «Полный провал» - о спектаклях, которые с треском провалились и получили признание лишь какое-то время спустя.

Провал перед триумфом | В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

В истории искусства балета тоже были громкие и незаслуженные провалы. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

На афише выставки в словах «полный провал» буквы «о» заменены помидорами, с них стекают красные капли... В изображенной на плакате фигуре легко узнать Сергея Дягилева - «великого импресарио», создателя и вдохновителя «Русских сезонов», которые в начале прошлого века покорили Париж и ввели отечественное искусство в мировой контекст.

Однако и Дягилеву пришлось пережить провал - один из самых громких в истории искусства. 29 мая 1913 года в Париже в Театре Елисейских Полей с треском провалился балет «Весна священная», поставленный на музыку Стравинского Вацлавом Нижинским. Публика, воспитанная на классике, устроила дикий скандал. Однако дальновидный Дягилев совсем не расстроился. Больше того, он увидел в провале будущую победу. И не ошибся.

Автор афиши - Марина Смирнова. Она же сделала необычный буклет к выставке. Эти буклеты, похожие на порванные в сердцах и смятые театральные программки, разбросаны по полу в небольшом зале, с которого начинается выставка. В них - собрание театральных баек о всевозможных курьезах, нелепостях, ошибках, которые, что говорить, случаются в театрах и сейчас. Очень хороши шаржированные изображения Дягилева, довольно потирающего руки и предвкушающего победу, и расстроенного Чехова, сидящего с горестным видом на чемодане с надписью «Мелихово» (после оглушительного провала его «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра он полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово).

В зале расставлены стулья, каждый может присесть и словно оказаться среди разряженной публики, изображения которой находятся визави. А еще - посмотреть фильм, который будут крутить нон-стоп все дни работы выставки, вплоть до 4 декабря. Вот что рассказала о фильме одна из создательниц - Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом Театрального музея:

- Куратор Павел Путин предложил снять фильм о всяких курьезах и нелепых ситуациях, которые случаются в театрах и сейчас. Мы расспросили 12 человек. На мой взгляд, самую комичную историю рассказал режиссер Геннадий Тростянецкий - о том, как одна актриса, занятая в его спектакле, перепутала дни и не явилась в театр. И тогда ему самому пришлось переодеться в женское платье, сбрить свои легендарные усы и выйти на сцену.

Истории самых громких театральных провалов, впоследствии обернувшихся триумфами, «рассказываются» в основном в пояснительных текстах, развешенных на стенах. Экспонатов совсем немного - архивные фотографии чеховской «Чайки», возобновленной на сцене Александринки в 1902 году, уже после триумфального спектакля во МХАТе, который полностью реабилитировал пьесу в глазах публики. Реконструкции двух костюмов из балета «Весна священная», созданных по эскизам Николая Рериха. Эскизы Татьяны Бруни в стиле конструктивизм и фотографии с репетиций балета «Болт», который ставил в 1931 году на музыку Шостаковича Федор Лопухов в Кировском театре и который подвергся резкой критике с «классовых позиций» и почти сразу был снят из репертуара.

Кураторы не ставили задачу сделать масштабную экспозицию на заявленную тему. Они попытались создать в игровой форме образ самых громких провалов - коротко, пунктиром. Стоит отметить работу дизайнера выставки Екатерины Сотниковой. Экспонаты - и драгоценные подлинные эскизы, и увеличенные снимки с архивных фотографий не просто развешены по стенам рядком, а вольно разбросаны веером, образуя калейдоскоп событий, быстро сменяющих друг друга.

Великие предшественники словно говорят молодым - не надо бояться неудачи, тем более что сейчас уже не принято кидаться гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. Современники - и маститые критики, и почтеннейшая публика — не всегда способны верно оценить то новое, что появляется в искусстве. Лишь время расставляет все на свои места.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5807) от 12.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.