Противостояние с колокольчиками. В Мариинском театре состоялась премьера оперы Делиба «Лакме»

Постановка Сергея Новикова стала копродукцией с Красноярским государственным театром оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. Она прошла во время IX Международного культурного форума.

Противостояние с колокольчиками. В Мариинском театре состоялась премьера оперы Делиба «Лакме» | © Мариинский театр. Фотограф Михаил Вильчук

© Мариинский театр. Фотограф Михаил Вильчук

Совместные постановки появлялись в театре и прежде, но, как правило, это были проекты с ведущими зарубежными мировыми сценами. «Лакме» же — совместная работа с театром из сибирской глубинки, где премьера оперы прошла весной 2022 года. Интересно, что в Мариинском не так давно (в 2021 году) уже обращались к опере Делиба, но спектакль не потянул на оригинальную режиссерскую работу и шел в качестве полусценического, хотя наличествовали костюмы, декорации и даже был поставлен балет, перекочевавший в нынешнюю премьеру.

Опера Лео Делиба, несмотря на ее несомненные музыкальные достоинства — стоит вспомнить знаменитый «Цветочный» дуэт жрицы Лакме и служанки Маллики или Стансы брамина Нилаканты, которые пел Шаляпин, — нечасто гостит на театральных подмостках. Композитор написал свою самую известную оперу в 1880‑х годах на волне антианглийских настроений во Франции, вызванных колониальной британской политикой, поднявшейся после восстания сипаев 1850 – 1860‑х годов в Индии. Вспомним, что роман Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», также связанный с этой тематикой, вышел в 1870 году. Так что история о дочери индийского брамина Нилаканты, полюбившей английского офицера Джеральда, и о непримиримом противостоянии двух культур попала в струю общественных настроений. Однако «Лакме» недотягивает ни до музыкальной драмы, ни до политического манифеста, оставаясь изящной безделушкой на оперной сцене (вспомним, что второе всем известное творение композитора — балет «Коппелия»), поэтому ставить ее сегодня слож­но.

Но Сергею Новикову удалось и создать традиционный спектакль, и приблизить его к нашему времени. Главная идея спектак­ля — противостояние восточной и западной культур в рамках современного мегаполиса. Режиссер перенес действие в большой город: территория индийского культурного центра зажата со всех сторон небоскребами. Диаспору и культурный центр индусов притесняют городские власти и местные бизнесмены, которые в финале начинают сносить островок чуждой культуры, чем и провоцируют самоубийство Лакме. Режиссерская версия либретто (Эдмона Гондине и Филиппа Жиля по мотивам романа Пьера Лоти «Рараю») в Петербурге оказалась несколько смягчена. Не знаю, выезжала ли на сцену строительная техника в финале в Красноярске, но в Мариинском от этого остались зловещие красные отблески и небольшой дым… Спектакль получился красивый, с традиционными декорациями и этнографически точными и яркими костюмами Марии Высотской.

Вторая идея режиссера связана с подавлением восстания индусов британской армией, казнями восставших, изображенных на картине Василия Верещагина «Казнь из пушек в Британской Индии». Эскиз этой картины проецируется на занавес и изображен на створках индуистского храма. Действительно, подавление восстания шло со страшной жестокостью, однако восставшие действовали с неменьшей. Во Франции и России еще с XIX века сложилась традиция большего сочувствия восставшим индусам, что отражает спектакль.

И композитор в опере сочувственно изображает хрупкий, нежный, «цветочный» мир Лакме, юной дочери брамина Нилаканты. Пробравшиеся на территорию храма европейцы Джеральд со своей невестой Элен, ее сестрой Роуз и другом Фредериком, ведущие себя на грани кощунст­ва, без уважения к чужой религии, да и к религии вообще, охарактеризованы довольно холодно. При этом и брамин Нилаканта, узнав о проникновении чужака на священную территорию, грозит ему не просто наказанием и местью, а смертью. Все это ложится на современное агрессивное противостояние культур и миров, о чем мы чуть ли не каждый день получаем новые свидетельства. Лишь в сердце Лакме живет одна любовь, и в своей смерти она спасает возлюбленного.

Партию главной героини исполняли ведущие певицы своего времени, начиная с Аделины Патти. Знаменитая ария с колокольчиками требует блестящего колоратурного сопрано. Айгуль Хисматуллина обладает не только хрустальным голосом, но и особой трогательностью, нежностью, образ юной дочери брамина идеально ложится на личность певицы. Очень впечатляюще выступил Магеррам Гусейнов в партии Нилаканты, у певца не только прекрасный голос, но и замечательная итальянская вокальная школа. Понравился и Джеральд Бориса Степанова, все ярче раскрывающегося в Мариинском театре. Все это молодые певцы, уже зарекомендовавшие себя на ведущих ролях. Интересно были исполнены и роли второго плана, где присутствовал сплав молодости — Егор Чубаков (Фредерик), Екатерина Крапивина (Маллика), Кира Логинова (Элен) — и опыта в лице Андрея Зорина (Хаджи).

С прекрасным чувством стиля французской музыки продирижировал премьерой Кристиан Кнапп, а Валерий Гергиев, принимавший участие в работе Культурного форума, сидел в ложе.

Следующие показы оперы пройдут в декабре.


#опера #театр #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Противостояние с колокольчиками».


Комментарии