Против иллюзий

Каннский кинофестиваль всегда предлагает сюжет, объединяющий разножанровые фильмы программы в некое целое – видимое или невидимое: это всегда зависит от интуиции и кругозора зрителей. В этом году такой темой стало братство: как в узком, семейном смысле слова, так и в социальном – глобальном.

Против иллюзий | Жак Одиар доволен: «Золотая пальмовая ветвь» – первая в его режиссерской биографии.<br>ФОТО Franck ROBICHON/EPA

Жак Одиар доволен: «Золотая пальмовая ветвь» – первая в его режиссерской биографии.
ФОТО Franck ROBICHON/EPA

Лучшие из лучших

Лишь одна позиция в наградном каннском листе была предсказуема с начала фестиваля – драма «Сын Саула» венгерского дебютанта Ласло Немеша.

Освенцим, повседневность зондеркоманды, один из ее участников находит тело своего сына и ищет раввина в попытке совершить захоронение. От многих бескомпромиссных картин о холокосте «Сына Саула» отличает то, что здесь не предпринимается никаких попыток «примирить» зрителя – как, собственно, и персонажей – с запредельным человеческим опытом. Никаких иллюзий. Этому служит в том числе и виртуозная визуальная структура фильма. Средние и общие планы: толпа узников в камере-душевой и крупные планы – лица героев – отделены туманом. Туманом, как зримым блоком разума и эмоций, как знаком признания тотальной невозможности приблизиться к нечеловеческому происходящему.

Уместен ли тут эстетический анализ, но во многом визуальность фильма отсылает к полотнам Павла Филонова – к его потокам изможденных тел, «склеенных» в единое целое; мы знаем, что Филонов сам объявил голодовку миру в конце 1930-х и в декабре 1941-го умер в блокадном Ленинграде. «Сын Саула» удостоен «Гран-при» фестиваля.

Наградой за лучший сценарий был отмечен фильм «Хронический больной» Мишеля Франко о сотруднике хосписа на дому – он помогает своим «клиентам» уйти в мир иной. Это камерный детектив – с Тимом Ротом в главной роли. Его персонаж вступает в необъяснимые, глубокие и эмоциональные отношения с пациентами, отчасти на грани с извращением – впрочем, кажущимся. Оказывается, что он изживает – искупает – собственную вину перед своей семьей.

Приз жюри – «Лобстеру» Йогаса Лантимоса. Полотно тоже мрачное, но абсурдистское, и тем снижается градус депрессивности. Некое правильное общество будущего хочет, чтобы граждане жили в парах. Те, кого судьба развела с любимыми/партнерами – будь то болезнь или не сошлись характерами, а также прирожденные холостяки (обоих полов), насильственно направляются в загородный отель с целью обретения там пары. Если в течение сорока пяти дней счастье им не улыбнется, то неотехнологи превратят их в животных. Выбор – по желанию. Можно в собачку, можно в попугая или лобстера. Притворяться влюбленным нельзя – службы отеля вычисляют лгунов. Кое-кому удается сбежать из гостиницы с гадкими показательными сеансами семейных ценностей в лес – но там партизанят одиночки, и они тоже безжалостны. В общем, бравая антиутопия.


Мы это
скоро увидим

Даты начала проката «Лобстера» в России пока неизвестны, но есть информация о том, что ведутся переговоры по приобретению прав. Зато очень большая вероятность появления на отечественных экранах в ближайшем будущем самого смешного фильма фестиваля – «Новейший завет» Жако ван Дормэля.

Философский бурлеск, премьера которого сопровождалась непрекращающимся хохотом, о том, что Бог-отец жив и приютился в Бельгии в многоэтажке для бедных; мир сотворен – и первые твари сидят в кинозале, Его дочь (вместо Сына) находится в состоянии подросткового бунта и рассылает по миру SMS с датой смерти каждого жителя Земли. На планете начинается хаос – и радость: народ обналичивает счета и пускается во все тяжкие вслед за мечтой. «Саваофа» в трениках экстрадируют в Узбекистан, где, работая на конвейере по производству стиральных машин, он пытается обнаружить «портал» для возвращения домой. Сумасбродная вакханалия набирает обороты – а по сути это тонкое и грациозное эссе о подверженности людей социальным мифам и клише. Фильм был показан в рамках программы «Двухнедельник режиссеров».

Предполагается также прокат в России самой голливудской – то есть самой помпезно-душещипательной и чарующе постановочной – картины конкурса: «Кэрол» Тодда Хейнса. История любви замужней буржуазки и продавщицы универмага, стремящейся стать журналистом-фотографом в середине 1950-х в Нью-Йорке. Красочная экранизация романа Патриции Хайсмит «Цена соли».

Все прочили награду за главную женскую роль Кейт Бланшет, из которой дизайнеры фильма сделали гипнотически прекрасную диву салонного кино 1950-х, но получила приз Руни Мара, сыгравшая ее скромную, но смелую возлюбленную. Она разделила награду с Эммануэль Берко – за роль в мелодраме «Мой король». Вот это довольно неожиданное решение жюри – страдания ограниченной желанием стабильности юристки, полюбившей красавца-ресторатора (игрока и дамского угодника), однообразны и умозрительны. Как ловко заметил наш коллега-критик – известный жанр «Зачем вы, девушки, красивых любите?..».

Еще одна картина, прокат которой ожидается в России, тоже отсылает нас к классике кинематографа – это документальная лента «Хичкок/Трюффо» Кента Джонса. Исследование знаменитого диалога великих киномастеров, имевшего место в 1962 году; в фильме участвуют и многие современные режиссеры.


Фильмы
социального беспокойства

А награду за режиссуру получил тайваньский режиссер Хоу Сяосянь – барочной изысканности полотно «Убийца» – про наемную убийцу, воспротивившуюся идее насилия. Действие происходит в Китае IX столетия, по экрану струятся шелка.

Приз за лучшую мужскую роль и «Золотая пальмовая ветвь» присуждены фильмам «социального беспокойства», которые без иллюзий фиксируют будни тех, для кого реальность – поле ежечасной борьбы. «Лучший актер» – Винсен Ландон в фильме Стефана Бризе «Человеческое измерение». Пятидесятилетний безработный – отец семейства с сыном-инвалидом: неустанное околачивание порогов в социальных службах и бесконечный стоицизм. И умение в конце концов сказать «нет», когда деньги платят только за доносительство на себе подобных.

«Золотая пальмовая ветвь» отдана психологическому триллеру «Дипан» Жака Одиара – истории бывшего боевика из Шри-Ланки, который, следуя солдатской интуиции, находит возможность эмигрировать – с подставными документами погибшей семьи. В лагере беженцев он подбирает фальшивых жену и девятилетнюю дочь. И эта псевдосемейка должна выжить во Франции – в поселении для беженцев, где правит местная мафия.

История жесткая – впервые с полной очевидностью экран признает, что культурный диалог разных цивилизаций невозможен или остается в двуличной сфере чиновничьей учтивости. И одновременно это сентиментальная история. Члены жюри почти хором сказали: «Да, фильм базируется на мощной драматургии, и, да, мы хотим дать право во всеуслышание высказаться тем, кто как бы невидим для широких кругов общества, – тем, кто продает нам розочки по штучке, пока мы расслабленно посиживаем в кафе. Уверены, что наше решение будет иметь большой общественный резонанс!».

Российская короткометражка «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой в основе своего замысла имеет тот же гуманитарный посыл – несмотря на несколько ученическое решение. Шукшинская история человека, который выходит из тюрьмы, – главную роль сыграл непрофессиональный актер: кровельщик Кахрамонжон Мамасалиев, житель поселка Масы в Киргизии. Фильм разделил третью награду конкурса «Синефондасьон», в котором участвовали восемнадцать студенческих фильмов – отобранные более чем из полутора тысяч претендентов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5467) от 28.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.