Просвещенный фаворит

«Санкт-Петербургские ведомости» начинают цикл публикаций, посвященный картинам, представленным на развернутой в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея грандиозной выставке «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» (12+). Здесь представлена вся многогранность жанра — от торжественных парадных портретов до камерных изображений.

Просвещенный фаворит | Искусствоведам порой приходится весьма непросто, поскольку фамилия автора портрета в различных документах звучит по-разному:  Де Велли, Девелли, Девельи, Девеллий./РЕПРОДУКЦИЯ предоставлена пресс-службой Русского музея

Искусствоведам порой приходится весьма непросто, поскольку фамилия автора портрета в различных документах звучит по-разному: Де Велли, Девелли, Девельи, Девеллий./РЕПРОДУКЦИЯ предоставлена пресс-службой Русского музея

Как отметила, открывая выставку, генеральный директор Русского музея Алла Манилова, эта экспозиция — своего рода воплощение мечты. Больше ста лет назад деятели культуры и искусства высказывали мысль о том, что России нужна национальная портретная галерея, а художественный критик Александр Бенуа считал, что находиться она должна именно в Михайловском замке.

Ныне эта идея получает свое осуществление. В недавно отреставрированных парадных залах представлено около трехсот произведений XVII – XIX веков — живопись, графика и скульптура из коллекции Русского музея и других ведущих музеев страны.

Выставка примечательна еще и тем, что портреты, представленные здесь, можно с полным правом воспринимать как исторические документы. Многих персон мы знаем именно такими, какими они запечатлены на этих полотнах. Их образы знакомы нам по книгам и учебникам. И вот теперь есть редкая возможность увидеть эти порт­реты «вживую» — в подлинниках. Именно редкая, поскольку многие из подобных полотен не очень часто покидают музейные запасники.

В одном из залов галереи представлены портреты профессоров, педагогов, директоров Академии художеств. В центре, совершенно на законном месте — изображение мецената Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Именно он был основателем Императорской академии художеств, — говорит ведущий научный сотрудник Русского музея Елена Столбова, хранитель фонда живописи XVIII — первой половины XIX века.

Шувалов был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Пользуясь своим авторитетом и практически неограниченными финансовыми возможностями, он в середине XVIII века стал главным покровителем науки и искусства в России. Осуществил многие просветительские начинания, оказал всестороннюю поддержку Михаилу Ломоносову. В 1755 году императрицей с подачи Шувалова был основан Московский университет. День его учреждения — 12 января по старому стилю — был днем именин матери Шувалова, Татьяны Родионовны Ратиславской, и стал «подарком» ей от сына, сделав святую мученицу Татьяну покровительницей студентов.

Одним из тех, кому Иван Иванович Шувалов оказал протекцию, был и создатель этого порт­рета — французский живописец и рисовальщик Жан Луи де Велли (в нашей стране его называли Иван-Людвиг). Большую часть своей творческой карьеры он трудился в Российской империи, стал автором портретной галереи ­деятелей эпох Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II.

Как отмечают исследователи, о происхождении де Велли, его жизни и творчестве до приезда в нашу страну практически ничего неизвестно. Прибыв в Россию, первоначально он выполнял заказы влиятельных вельмож, создавал портреты известных русских деятелей, затем поступил на службу к Ивану Ивановичу Шувалову. Вскоре его творчество привлекло внимание царского двора. Выполненные им портреты великой княгини, будущей императрицы Екатерины II, ей очень понравились.

Спустя несколько лет де Велли подписал официальный контракт и был принят на службу ко двору ее императорского величества. Когда Шувалов занялся организацией Академии художеств, де Велли стал одним из преподавателей. Как значилось в его контракте, с 1 апреля 1759 года французский мастер вступил в должность и обязался «обучать рисовать и всему тому, что принадлежит к сему художеству».

Портрет Ивана Ивановича Шувалова был исполнен художником перед заключением контракта «как образец его работы и способностей». Де Велли изобразил Шувалова, возможно, в его собственном доме на нынешней Итальянской улице, где сейчас размещается Музей гигиены. В этом же особняке проходили занятия первых учеников Академии художеств — до строительства специального здания.

На картине меценат изображен с орденом Белого Орла, которым он был награжден 3 августа 1754 года. Эта дата задает нижнюю временную планку создания полотна. Верхняя связана с тем, что этот портрет хорошо виден на картине Федора Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова», созданной в 1757 году.

Предметы, окружающие Шувалова на полотне де Велли, говорят о занятиях вельможи наукой. В первую очередь обращает на себя внимание глобус. На столе, покрытом роскошной ковровой скатертью, — чернильница с пером и книги. Примечательна и такая деталь: Иван Иванович изображен в кресле с низким сиденьем и слегка откинутой назад невысокой спинкой, характерном для эпохи и отражающем перемену вкуса — появление легкой и комфортной мебели для сидения…

После того как в 1763 году Шувалов покинул Россию — при Екатерине II он выполнял важные для Российской империи дипломатические поручения, — порт­рет мецената остался в Академии ­художеств. Оттуда он впоследствии, спустя почти полтора столетия, поступил в Русский музей.

В постоянной экспозиции это полотно не представлено, — говорит Елена Столбова, — поэтому сегодня посетители выставки имеют редкую возможность увидеть его и оценить замечательные живописные достоинства.

Читайте также:

С гордостью и восхищением

Искусство быть Русским


#картины #выставка #Русский музей #Михайловский замок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (8062) от 23.12.2025 под заголовком «Просвещенный фаворит».


Комментарии