Просто София

Завершился показ восьмисерийного исторического телесериала «София» - о судьбе византийской принцессы Зои Палеолог в бытность ее второй женой великого князя московского Ивана Третьего. Приняв имя Софии и перейдя в православную веру, Зоя, как считают многие историки, сыграла положительную роль в становлении русской государственности и утверждении ее супруга в статусе государя всея Руси. Но оставим научные дискуссии специалистам и обратимся к фильму.

Просто София |

Пребывание женщины на русском престоле или рядом с ним - предмет особого внимания кинематографистов. Женская инициативная группа нынешнего сериала представлена автором идеи и продюсером Еленой Жуковой, продюсером Марией Ушаковой, а также сценаристками Еленой Райской, Анастасией Каскевич и Екатериной Сазоновой. Для реализации идеи они пригласили мужчину - Алексея Андрианова. Подобное решение привело к неожиданному результату. Перед нами оказалась своеобразная династическая история любви в нескольких вариантах, среди которых отношения Софии (Мария Андреева) и Ивана (Евгений Цыганов) предстают едва ли не как иллюстрация нехитрого житейского тезиса о том, что в семье мужчина - голова, а женщина - шея, куда она повернет, туда направит свой взгляд и глава семьи.

Рядом с венценосной парой существует и матушка Ивана Третьего, проще говоря - свекровь Софии, Мария Ярославна (в блистательном исполнении Надежды Маркиной). И скрытая дискуссионность женского взгляда на отечественную историю только усиливается по мере взросления и мужания героев. Софии в момент заочного обручения с Иваном Третьим было 19, а ее суженому - 32. Они прожили вместе, как гласят летописи, тридцать лет, что и по нынешним временам - срок немалый, а уж в XV веке тем более.

Эти годы вместили в себя многое (что и показано в сериале) c точки зрения быта при великоняжеском московском дворе - от любовно-альковных приключений окружения главной пары до традиционных династических интриг вокруг престола русского царя. Недаром название сериала из помпезного «София Палеолог» трансформировалось в просто «Софию». Однако реальные исторические деяния Ивана Третьего и события как внутри Московского княжества, так и вокруг него (например, окончательное освобождение от татаро-монгольского ига) показаны обстоятельно. И даже более эффектно, чем эпизоды, связанные с религиозным противостоянием православной веры с ересями, а также с влиянием католического Рима.

В этом смысле «София» - сериал про суровых русских мужчин и их врагов и соперников, в жизни которых женщины играли «вторым номером». Что и увидели мы на примере образа главной героини Софии. Не она ведет за собою мужа, но, находясь при нем, поддерживает его деяния и начинания. Миф о сильной женщине на русском престоле с радостью всегда и везде не только поддерживается принципиальными феминистками и сторонниками гендерного равноправия, но и охотно культивируется в наиболее массовом способе современной экранной коммуникации - телевидении. За примерами ходить далеко не надо. Вскоре после показа «Софии» публику ждет новая порция сериальных приключений Екатерины Великой.

Что же касается вопроса о влиянии Софии Палеолог на укрепление православной веры на Руси в указанный период, то, скорее, это тот же самый фрагмент мифа о связях нашего Отечества в XV веке с прекратившей свое существование Византийской империей. Что, кстати, и предопределило реальную судьбу Зои (Софии), которая приходилась племянницей последнему императору Византии Константину. Авторам сериала удалось не испортить репутацию РПЦ в этом вопросе, постоянно сообщая соответствующими титрами о неустанной борьбе православия на Руси с ересями и иноземным влиянием.

Судьба Софии в сериале не досказана до ее биографического финала, но повествование эффектно завершается явлением молодого русского царя Ивана Грозного, внука Ивана Третьего и Софии, который венчается на царство в построенном его дедом и бабушкой Успенском соборе Кремля. На этом режиссер Алексей Андрианов и группа его творческих соратниц свой труд завершили. Далее наступает пространство киномифа, созданного Сергеем Эйзенштейном. Но это уже совсем другая история.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.


Комментарии