Просто София

Завершился показ восьмисерийного исторического телесериала «София» - о судьбе византийской принцессы Зои Палеолог в бытность ее второй женой великого князя московского Ивана Третьего. Приняв имя Софии и перейдя в православную веру, Зоя, как считают многие историки, сыграла положительную роль в становлении русской государственности и утверждении ее супруга в статусе государя всея Руси. Но оставим научные дискуссии специалистам и обратимся к фильму.

Просто София |

Пребывание женщины на русском престоле или рядом с ним - предмет особого внимания кинематографистов. Женская инициативная группа нынешнего сериала представлена автором идеи и продюсером Еленой Жуковой, продюсером Марией Ушаковой, а также сценаристками Еленой Райской, Анастасией Каскевич и Екатериной Сазоновой. Для реализации идеи они пригласили мужчину - Алексея Андрианова. Подобное решение привело к неожиданному результату. Перед нами оказалась своеобразная династическая история любви в нескольких вариантах, среди которых отношения Софии (Мария Андреева) и Ивана (Евгений Цыганов) предстают едва ли не как иллюстрация нехитрого житейского тезиса о том, что в семье мужчина - голова, а женщина - шея, куда она повернет, туда направит свой взгляд и глава семьи.

Рядом с венценосной парой существует и матушка Ивана Третьего, проще говоря - свекровь Софии, Мария Ярославна (в блистательном исполнении Надежды Маркиной). И скрытая дискуссионность женского взгляда на отечественную историю только усиливается по мере взросления и мужания героев. Софии в момент заочного обручения с Иваном Третьим было 19, а ее суженому - 32. Они прожили вместе, как гласят летописи, тридцать лет, что и по нынешним временам - срок немалый, а уж в XV веке тем более.

Эти годы вместили в себя многое (что и показано в сериале) c точки зрения быта при великоняжеском московском дворе - от любовно-альковных приключений окружения главной пары до традиционных династических интриг вокруг престола русского царя. Недаром название сериала из помпезного «София Палеолог» трансформировалось в просто «Софию». Однако реальные исторические деяния Ивана Третьего и события как внутри Московского княжества, так и вокруг него (например, окончательное освобождение от татаро-монгольского ига) показаны обстоятельно. И даже более эффектно, чем эпизоды, связанные с религиозным противостоянием православной веры с ересями, а также с влиянием католического Рима.

В этом смысле «София» - сериал про суровых русских мужчин и их врагов и соперников, в жизни которых женщины играли «вторым номером». Что и увидели мы на примере образа главной героини Софии. Не она ведет за собою мужа, но, находясь при нем, поддерживает его деяния и начинания. Миф о сильной женщине на русском престоле с радостью всегда и везде не только поддерживается принципиальными феминистками и сторонниками гендерного равноправия, но и охотно культивируется в наиболее массовом способе современной экранной коммуникации - телевидении. За примерами ходить далеко не надо. Вскоре после показа «Софии» публику ждет новая порция сериальных приключений Екатерины Великой.

Что же касается вопроса о влиянии Софии Палеолог на укрепление православной веры на Руси в указанный период, то, скорее, это тот же самый фрагмент мифа о связях нашего Отечества в XV веке с прекратившей свое существование Византийской империей. Что, кстати, и предопределило реальную судьбу Зои (Софии), которая приходилась племянницей последнему императору Византии Константину. Авторам сериала удалось не испортить репутацию РПЦ в этом вопросе, постоянно сообщая соответствующими титрами о неустанной борьбе православия на Руси с ересями и иноземным влиянием.

Судьба Софии в сериале не досказана до ее биографического финала, но повествование эффектно завершается явлением молодого русского царя Ивана Грозного, внука Ивана Третьего и Софии, который венчается на царство в построенном его дедом и бабушкой Успенском соборе Кремля. На этом режиссер Алексей Андрианов и группа его творческих соратниц свой труд завершили. Далее наступает пространство киномифа, созданного Сергеем Эйзенштейном. Но это уже совсем другая история.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.