«Прошло время необъяснимого невнимания...»

Санкт-Петербургский Классический театр отмечает 25-летие.

«Прошло время необъяснимого невнимания...» |

«Стоит хотя бы раз побывать на спектаклях Классического театра – он ломает стереотипы», – написал критик после просмотра спектакля «Среди миров».

Он играется на лестнице в доме гр. Виельгорских на Итальянской улице. В темноте. И только фонарики в руках актеров-осветителей лучами выхватывают лики героев произведений Федора Достоевского. Аркадий Долгорукий («Подросток», Евгений Баранов) появляется перед стоящими вдоль стен зрителями со словами: «Моя идея – стать Ротшильдом!» Произносит он их на бегу, почти задыхаясь. Дарья Онисимовна («Подросток», Ирина Балай) горестно рассказывает о самоубийстве единственной дочери Оли, которая «не миллионов хотела, а только рублей, но честно заработанных, без грязи и без унижения милостыней». Настасья Филипповна («Идиот», Инесса Перелыгина-Владимирова) мечется по лестничным маршам – как порыв пламени на ветру!.. А в финале спектакля – словно перекличка – голоса Марии Тимофеевны, Хромоножки («Бесы», Татьяна Каретина) и Сони Мармеладовой («Преступление и наказание», Ирина Балай). «Что же бы я без Бога-то была?» – «И всякая тоска земная, и всякая слеза земная – радость нам есть!».

Классический театр создан ученицей Георгия Товстоногова и Розы Сироты режиссером Людмилой Мартыновой. Он один из многих, созданных в постперестроечное лихолетье, и один из немногих, остающихся успешными и в наши дни. Театр гастролировал и принимал участие в различных театральных фестивалях, культурных программах научных конференций и творческих семинарах в разных странах. Классический театр не стационарный (одно из мест его обитания названо выше), но интерьерный.

– Эстетика нашего театра предусматривает соотнесение литературного материала и театрального пространства, – говорит Людмила Мартынова. – Для своих постановок мы выбираем то пространство, в котором могли бы жить литературные герои. Отказ от традиционной сцены и максимальное приближение актера к зрителю обеспечивает тот крупный план, при котором достигается эффект соучастия актера и зрителя.

В репертуаре – «Три сестры» А. П. Чехова, «Мысль» (по Л. Н. Андрееву), «Смешной» (по Ф. М. Достоевскому) и другие.

«Смешной», по определению одного зрителя, целого репертуара стоит. Заглавную роль в этом спектакле до недавнего времени исполнял Леонид Мозговой, сыгравший Гитлера и Ленина в фильмах Александра Сокурова «Молох» и «Телец». Начинали репетировать в Доме ученых на Дворцовой набережной, но оттуда театр вскоре «попросили». Как позже шутили Мозговой и Мартынова, Смешной не прижился в великокняжеских покоях. Поселился в мансарде на Малой Посадской, и вот уже более двух десятилетий в комнате со старой скрипучей мебелью персонаж неожиданно для зрителей появляется из сундука со свечой в руке и ведет не лишенный философии, сбивчивый от волнения рассказ о жизни.

– В спектакле нарушены законы театра. Это своего рода антитеатр, – констатирует Леонид Мозговой. – Я обращаюсь к зрителю, находящемуся в полуметре от меня. Игра идет на полушепоте, на полувзгляде.

Смешного Леонид Павлович, который 17 апреля отметит 75-летие, сыграл 1002 раза! Теперь в этой роли – Евгений Баранов.

– Иногда мне кажется, что Классический театр, несмотря на все трудности нашего бытия, жив благодаря Достоевскому и Смешному, – улыбается Людмила Мартынова. – Смешной – это уже какая-то другая реальность, которая существует независимо от нас. К Смешному, а значит, и к Достоевскому приезжают люди со всех концов мира. Радует и пристальное на сегодняшний день внимание театралов города. На спектакль просятся актеры, режиссеры, критики. Прошло время необъяснимого невнимания и стыдливого неупоминания о нас в прессе. Хотя по большому счету и Бог-то с ними, со всевозможными знаками отличия. Главное ведь – остаться не на газетных полосах, а в душах людей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5682) от 14.04.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.