«Прошло время необъяснимого невнимания...»

Санкт-Петербургский Классический театр отмечает 25-летие.

«Прошло время необъяснимого невнимания...» |

«Стоит хотя бы раз побывать на спектаклях Классического театра – он ломает стереотипы», – написал критик после просмотра спектакля «Среди миров».

Он играется на лестнице в доме гр. Виельгорских на Итальянской улице. В темноте. И только фонарики в руках актеров-осветителей лучами выхватывают лики героев произведений Федора Достоевского. Аркадий Долгорукий («Подросток», Евгений Баранов) появляется перед стоящими вдоль стен зрителями со словами: «Моя идея – стать Ротшильдом!» Произносит он их на бегу, почти задыхаясь. Дарья Онисимовна («Подросток», Ирина Балай) горестно рассказывает о самоубийстве единственной дочери Оли, которая «не миллионов хотела, а только рублей, но честно заработанных, без грязи и без унижения милостыней». Настасья Филипповна («Идиот», Инесса Перелыгина-Владимирова) мечется по лестничным маршам – как порыв пламени на ветру!.. А в финале спектакля – словно перекличка – голоса Марии Тимофеевны, Хромоножки («Бесы», Татьяна Каретина) и Сони Мармеладовой («Преступление и наказание», Ирина Балай). «Что же бы я без Бога-то была?» – «И всякая тоска земная, и всякая слеза земная – радость нам есть!».

Классический театр создан ученицей Георгия Товстоногова и Розы Сироты режиссером Людмилой Мартыновой. Он один из многих, созданных в постперестроечное лихолетье, и один из немногих, остающихся успешными и в наши дни. Театр гастролировал и принимал участие в различных театральных фестивалях, культурных программах научных конференций и творческих семинарах в разных странах. Классический театр не стационарный (одно из мест его обитания названо выше), но интерьерный.

– Эстетика нашего театра предусматривает соотнесение литературного материала и театрального пространства, – говорит Людмила Мартынова. – Для своих постановок мы выбираем то пространство, в котором могли бы жить литературные герои. Отказ от традиционной сцены и максимальное приближение актера к зрителю обеспечивает тот крупный план, при котором достигается эффект соучастия актера и зрителя.

В репертуаре – «Три сестры» А. П. Чехова, «Мысль» (по Л. Н. Андрееву), «Смешной» (по Ф. М. Достоевскому) и другие.

«Смешной», по определению одного зрителя, целого репертуара стоит. Заглавную роль в этом спектакле до недавнего времени исполнял Леонид Мозговой, сыгравший Гитлера и Ленина в фильмах Александра Сокурова «Молох» и «Телец». Начинали репетировать в Доме ученых на Дворцовой набережной, но оттуда театр вскоре «попросили». Как позже шутили Мозговой и Мартынова, Смешной не прижился в великокняжеских покоях. Поселился в мансарде на Малой Посадской, и вот уже более двух десятилетий в комнате со старой скрипучей мебелью персонаж неожиданно для зрителей появляется из сундука со свечой в руке и ведет не лишенный философии, сбивчивый от волнения рассказ о жизни.

– В спектакле нарушены законы театра. Это своего рода антитеатр, – констатирует Леонид Мозговой. – Я обращаюсь к зрителю, находящемуся в полуметре от меня. Игра идет на полушепоте, на полувзгляде.

Смешного Леонид Павлович, который 17 апреля отметит 75-летие, сыграл 1002 раза! Теперь в этой роли – Евгений Баранов.

– Иногда мне кажется, что Классический театр, несмотря на все трудности нашего бытия, жив благодаря Достоевскому и Смешному, – улыбается Людмила Мартынова. – Смешной – это уже какая-то другая реальность, которая существует независимо от нас. К Смешному, а значит, и к Достоевскому приезжают люди со всех концов мира. Радует и пристальное на сегодняшний день внимание театралов города. На спектакль просятся актеры, режиссеры, критики. Прошло время необъяснимого невнимания и стыдливого неупоминания о нас в прессе. Хотя по большому счету и Бог-то с ними, со всевозможными знаками отличия. Главное ведь – остаться не на газетных полосах, а в душах людей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5682) от 14.04.2016.


Комментарии