Прошедший в Пушкинских горах фестиваль анимации и литературы открыл портал в другое измерение

Один из призов отправился в наш город: за лучшую режиссуру жюри отметило почти автобиографический фильм «Ремарки» петербурженки Марии Якушиной. А «Гран-при» получил «Алешенька» Дмитрия Геллера — про инопланетянина и нашу страну.

Прошедший в Пушкинских горах фестиваль анимации и литературы открыл портал в другое измерение | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«В глуши звучнее голос лирный…»

«Пушкин. Михайловское» — фестиваль анимации и литературы, то есть мультфильмов (хотя так уже почти не говорят), снятых по литературным произведениям или посвященных литераторам. Проходит в четвертый раз, а значит, уже традиционный, комментирует директор музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич.

Сам заповедник и стал инициатором фестиваля, и они друг другу очень идут. Сейчас Пушкиногорье, как обычно, готовит новогоднюю программу (подробности на сайте музея-заповедника в «Календаре событий»), но приехать сюда в межсезонье, когда все притихло, — совсем особое дело. Увидеть пушкинскую усадьбу в период, когда деревья будто из мультфильмов Хаяо Миядзаки — не голые, а мохнатые из‑за покрывающих их лишайников. И наведаться в историческую деревню «Бугрово», где тебе без спешки объяснят с псковским говором про чертей на мельнице и как зерно толочь: за развлекательной программой — глубокие этнографические изыскания.

И так пять фестивальных дней. Можно наносить визиты в Михайловское, Тригорское или Петровское — а потом слушать звезду из мира анимации на творческой встрече. Или получать мастер-класс от писателей — в этом году гостями были Анна Ремез и Анна Баснер. И, разумеется, часами смотреть фильмы, которые только на фестивалях и увидишь. Их, конкурсных фильмов, в нынешнем году 36. Все фестивальные встречи и показы — бесплатные.

Пушкинские Горы — поселок городского типа, 4,5 тысячи жителей. А научно-культурный центр заповедника своими масштабами (да и внешне) здорово похож на ТЮЗ мегаполиса Петербурга.

И вот на сцене мужчина играет на маленькой гитаре (то ли укулеле?), аккомпанирует даме, поющей с интонацией то Беллы Ахмадулиной, то Чебурашки. Это на открытии фестиваля публику приветствуют члены жюри Алексей Алексеев и Лариса Брохман.

Тут как с хорошим блюдом: чтобы действительно оценить, хорошо бы знать контекст. Например, что Алексеев, начинавший в анимационной студии «Пилот» Татарского (помните «Следствие ведут Колобки»?), работал на ведущих студиях, делал анимационного «Мистера Бина» с участием, разумеется, настоящего Роуэна Аткинсона, собрал с полтора десятка «Гран-при» на международных фестивалях.

А Ларису Брохман дети узнают по голосу из «Фиксиков». Кто постарше — по «Симпсонам» (в русской озвучке голосом Ларисы говорит проблемное чадо Барт Симпсон).

Еще один член жюри — Мурад Ибрагимбеков, у него венецианский «Серебряный лев» за лучшую короткометражку «Нефть».

Мультфильм «Тайна Третьей планеты», который уже почти 45 лет цитируют («Я просил 400 капель валерьянки, а тут — 402», «А хотите, я его стукну…»), в свое время получил Госпремию СССР. И это не удивляет. Сложнее представить себе, что в иностранных прокатах птицу Говоруна озвучивал Джеймс Белуши, профессора Селезнева — Жан Рено, а Громозеку — Адриано Челентано. Это хорошо бы иметь в виду, чтобы «творческая встреча» с председателем жюри этого года Натальей Орловой была еще полезнее. Орлова работала над «Тайной…» как художник-постановщик, но вообще она и режиссер-мультипликатор, и сценарист, и художник-мультипликатор.

Нарисуют — будет жить

Встречи с профессионалами такого уровня (да и с конкурсантами — маститыми и дипломниками) для маленьких, юных и молодых жителей тех же Пушгор, Опочки, Острова — трудно переоценить.

Вот еще почему. Участники-аниматоры этого года в большинстве своем не из Москвы или Петербурга. Учились, конечно, в столицах (ВГИК, наш СПбГКиТ), но приезжие.

Светлана Андрианова, получившая спецприз за четырехминутный фильм «Связи» (18+) по рассказу «Связь» Хармса (закадровый текст читает Вениамин Смехов), родом из Костромы.

Получивший диплом фестиваля Сергей Струсовский («Песнь о собаке» (12+) в посвящение Есенину) — из Котовска Одесской области.

Конкурсантка из Петербурга Мария Резниченко, выпускница этого года СПбГИКиТ, родилась в Новосибирске. У ее дипломного фильма «Макошь» (6+) свое сообщество в соцсетях, потому что это прямо проект: участвовали студенты с разных факультетов. Фильм про восточнославянскую богиню Макошь, которая поручает своим дочерям, Доле и Недоле, прясть судьбы людей белой и черной нитями. И если мир богов нарисован, то мир людей выткан — тут помогали студенты другого вуза, Российского университета традиционных художественных промыслов. Дипломный проект был показан на фестивале «Окно в Европу», у него уже началась фестивальная судьба, в том числе зарубежная.

Иван Батурин (представил на конкурс фильм «Параджанов. Кино без пленки» (18+) тоже выпускник нашего «Кино и Телевидения», но сам из города Иваново.

Вот призер фестиваля Мария Якушина — петербурженка, ленинградка. Ее фильм «Ремарки» (6+) — о том, как может вмешаться в вашу жизнь случайно найденная в курортном отеле книга Ремарка «Триумфальная арка».

Мария, кстати, пример того, какими неочевидными путями попадают в анимацию. Окончила Мухинское, факультет «Интерьер и оборудование», а потом уже пошла на курсы аниматоров.

Обладатель приза «За лучшую адаптацию литературного произведения» Михаил Горобчук (пластилиновый «Старый дед и внучек» (6+) по одноименной сказке Льва Толстого) учился в подмосковной православной школе-пансионе. И планировал поступать на иконописца. Но оказался в документалистике, уже получил немало призов, а теперь вот за мульт­фильм — начал его делать… в ковид, когда все съемоч­ные процессы застопорились.

Призер Анастасия Жакулина («За лучшее художественное решение») живет в поселке Саратовской области, там и создает мультфильмы. Получив на прошлогоднем фестивале приз за лучшую режиссуру, Анастасия делилась планами: завершает фильм «Неясыть» по произведению Виталия Бианки «Лесные разведчики» (6+). Вот сейчас его и отметили.

Уроженец Свердловска Дмитрий Геллер, обладатель «Гран-при» — по образованию педагог. Это он потом учился у Хитрука и Норштейна, участвовал в создании фильмов, которые были, в частности, в лонг-листе «Оскара», насобирали призов разных зарубежных фестивалей.

И у нынешнего фильма Геллера «Алешенька» (14+) сбор призового урожая только начался. История из 1990‑х про найденную в Кыштыме мумию (многие до сих пор уверены: инопланетянина) сплелась с жутковатой уральской мифологией, собранной Павлом Бажовым.

Парадокс: большинство конкурсных фильмов, даже если 12+, — вообще говоря, для взрослых. В том смысле, что определенно были бы взрослым полезны. При этом мало какой взрослый их увидит: в России мультипликация считается жанром детским. Это недоразумение, его уже устраняют.

Читайте также:

В Петербурге проходит XXV международный зимний фестиваль «Площадь искусств»

Визит «Алеко». В Мариинском-2 показали премьеру оперы в постановке Ильдара Абдразакова


#фильм #фестиваль #литература #анимация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (8060) от 19.12.2025 под заголовком «Союз мультфильмов».


Комментарии