Прорыв к Годару

В понедельник на Новой сцене Александринского театра состоялась торжественная церемония награждения петербургской театральной премией для молодых «Прорыв». Ее вручали уже шестой раз, и можно с уверенностью сказать, что свою главную цель – пробудить интерес к молодому театральному поколению – эта премия выполнила.

Прорыв к Годару | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Фестиваль «Прорыва» шел всю неделю перед награждением. Пока публика и члены жюри, возглавляемые в этом году режиссером, педагогом и юбиляром (60 лет) Григорием Козловым, знакомились с работами номинантов в основной программе, зрители, уже насладившиеся творчеством питерской театральной молодежи, расширяли свой кругозор за счет офф-программы. Само наличие этой программы – важная часть «Прорыва», который всеми доступными ему средствами борется против провинциализма, убеждая свою целевую аудиторию в том, что есть театр за пределами Невского проспекта, за пределами Петербурга, за пределами России и вообще – за пределами.

В этом году в офф-программу вошли три спектакля, ничем друг с другом не схожие, кроме, пожалуй, высокого качества работы. И объединяло их то, что «молодость» была не только возрастной характеристикой их создателей, но и темой, проблемой и материалом спектаклей.

«Ромео и Джульетта» Альметьевского театра драмы в постановке Искандера Сакаева сразили прежде всего исключительной энергией актеров и уровнем их физической подготовки – в скупых декорациях, изображающих шекспировский «Глобус» в татарских краях, лихие пластические эскапады, сменяющиеся в карнавальном ритме, смотрелись особенно выразительно. История веронских влюбленных стала эпизодом в нескончаемой «пляске смерти»: «лицом от театра», Прологом и распорядителем зрелища оказался лукавый и жестокий Ангел смерти (бесчеловечный «ведьмовской» азарт превосходно сыграла Наиля Назипова). Любовь и молодость героев не были приняты всерьез и остались, по существу, не замеченными миром, с наивным восторгом стремящимся к собственной гибели.

«Золушка», поставленная Марфой Горвиц в московском театре «Практика», – это история сказочно трудного взросления. Сюжет, сочиненный Жоэлем Помра по мотивам Шарля Перро, разбирается с юностью суровыми методами, отсекая традиционную инфантильную мораль.

«Очень юной девушке» Зое (изумительная Надежда Лумпова) выпало на долю страшное испытание: ее мать умерла, оставив в качестве завещания просьбу думать о ней постоянно – тогда она не умрет окончательно. Во всяком случае девочка так это поняла. И вместо кроткой замарашки на сцену выходит мрачное, решительное, ужасно обаятельное взъерошенное существо, накрепко привязанное к огромному будильнику – чтобы ни в коем случае не пропустить ни минуты и думать о маме.

Золушкин труд – способ самонаказания. Случайно встреченный принц – такой же сирота. Переживание собственного сиротства, мука настоящего взросления, возможность продолжать собственную жизнь – эти превращения героев куда фантастичнее всех тыкв и хрустальных башмачков. И при этом Марфе Горвиц удалось сделать спектакль не только пронзительно-трогательным, но очень смешным, свежим, легким, воздушным и жизнерадостным. Если публика и ждет чего-то от молодой режиссуры, то прежде всего именно этого.

Но «#сонетышекспира» Тимофея Кулябина, поставленные им в Театре наций, «легкость и свежесть» молодости используют только в качестве исходного импульса. «Юность – бьющийся товар», как говорил Шекспир. Чистота учебного класса, целомудрие первого чувства и головокружительная новизна первого поцелуя очень медленно, почти незаметно сменяются сначала страстью, а вскоре и неодолимой волей к переменам, неизбежной агрессией, насилием и распадом. Красота вянет, гибнет, исчезает – и молодость остается лишь воспоминанием, арией покинутой Дидоны: Remember me!

Пока публика лелеяла навеянные спектаклями надежды или предавалась ностальгии, жюри «Прорыва» подвело итоги. Лучшим режиссером был назван Максим Диденко, чей спектакль «Шинель. Балет», созданный на стыке contemporary dance и драмы, исполненный редкой энергии и визуальной выразительности, открыл для Петербурга одно из самых перспективных направлений актуального театра. Замечательная актриса Гала Самойлова, сыгравшая в этом спектакле Башмачкина (и известная своим редким пластическим дарованием далеко за пределами одного спектакля), получила премию за лучшую женскую роль.

Премии «Прорыв» за лучшую мужскую роль был удостоен Максим Фомин: характерно, что получил он ее за роль Арбенина в спектакле «Маскарад Маскарад» театра «Приют Комедианта» – в бесстрастном, отстраненном, не лишенном остроумия стенд-апе режиссера Семена Александровского неожиданно раскрылось редкое по нынешним временам умение актера – думать на сцене. Премию за лучшую роль второго плана получил Григорий Чабан – за роль Шпигельского в спектакле Театра Ленсовета «Все мы прекрасные люди», превращенную им в превосходный отдельный номер, образчик актерского гротеска.

Лучшим художником стал Константин Соловьев, умудрившийся в спектакле «Нос» запихнуть живого актера в кубик и обустроить ему там особый мирок. Лучшими менеджерами «Прорыва» были названы Даниил Пиктурный и Алексей Платунов из БДТ, занимавшиеся организацией проекта «Remote Петербург» – там, где зрители гуляли по городу в наушниках и пытались посмотреть на все другими глазами. Жюри свой приз отдало мужскому ансамблю спектакля «Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа, а номинационный совет наградил композитора Настасью Хрущеву «за музыкальный прорыв в драматическом театре». Почетной награды «Прорыва» за поддержку молодых талантов был удостоен главный режиссер БТК Руслан Кудашов.

Лауреаты нынешнего «Прорыва» были избавлены от необходимости произносить благодарственные речи – в безмолвной минималистской церемонии, поставленной трехкратным победителем «Прорыва» Дмитрием Волкостреловым, посредником между номинантами, лауреатами, жюри и сочувствующими зрителями стал экран компьютера. Имена и живые крупные планы героев возникали на большом экране, а скупые строки приветствий победители могли напечатать у ближайшего ноутбука. Вынужденный лаконизм их фраз и количество взволнованных опечаток оказались единственными шутками в этой серьезной церемонии.

В самом конце несколько озадаченной публике был показан маленький фильм классика мирового кино Годара «Прощание с TNS»: Жан-Люк Годар, тихонько пританцовывая, напевал стихотворение, которое сам сочинил, расставаясь со студентами театральной школы в Страсбурге – учениками, не понявшими и не оценившими своего учителя.

Этот нежный и горький привет гения, неожиданно полученный петербургской театральной молодежью, наметил для нее цель, совершенную в своей недостижимости. И подавил отдельные всплески веселья окончательно. Недаром кинокритик Серж Даней говорил: «Годар разделяет мораль труда, а сам он – и это совершенно очевидно – не умеет развлекаться».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...