Прорыв к Годару

В понедельник на Новой сцене Александринского театра состоялась торжественная церемония награждения петербургской театральной премией для молодых «Прорыв». Ее вручали уже шестой раз, и можно с уверенностью сказать, что свою главную цель – пробудить интерес к молодому театральному поколению – эта премия выполнила.

Прорыв к Годару | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Фестиваль «Прорыва» шел всю неделю перед награждением. Пока публика и члены жюри, возглавляемые в этом году режиссером, педагогом и юбиляром (60 лет) Григорием Козловым, знакомились с работами номинантов в основной программе, зрители, уже насладившиеся творчеством питерской театральной молодежи, расширяли свой кругозор за счет офф-программы. Само наличие этой программы – важная часть «Прорыва», который всеми доступными ему средствами борется против провинциализма, убеждая свою целевую аудиторию в том, что есть театр за пределами Невского проспекта, за пределами Петербурга, за пределами России и вообще – за пределами.

В этом году в офф-программу вошли три спектакля, ничем друг с другом не схожие, кроме, пожалуй, высокого качества работы. И объединяло их то, что «молодость» была не только возрастной характеристикой их создателей, но и темой, проблемой и материалом спектаклей.

«Ромео и Джульетта» Альметьевского театра драмы в постановке Искандера Сакаева сразили прежде всего исключительной энергией актеров и уровнем их физической подготовки – в скупых декорациях, изображающих шекспировский «Глобус» в татарских краях, лихие пластические эскапады, сменяющиеся в карнавальном ритме, смотрелись особенно выразительно. История веронских влюбленных стала эпизодом в нескончаемой «пляске смерти»: «лицом от театра», Прологом и распорядителем зрелища оказался лукавый и жестокий Ангел смерти (бесчеловечный «ведьмовской» азарт превосходно сыграла Наиля Назипова). Любовь и молодость героев не были приняты всерьез и остались, по существу, не замеченными миром, с наивным восторгом стремящимся к собственной гибели.

«Золушка», поставленная Марфой Горвиц в московском театре «Практика», – это история сказочно трудного взросления. Сюжет, сочиненный Жоэлем Помра по мотивам Шарля Перро, разбирается с юностью суровыми методами, отсекая традиционную инфантильную мораль.

«Очень юной девушке» Зое (изумительная Надежда Лумпова) выпало на долю страшное испытание: ее мать умерла, оставив в качестве завещания просьбу думать о ней постоянно – тогда она не умрет окончательно. Во всяком случае девочка так это поняла. И вместо кроткой замарашки на сцену выходит мрачное, решительное, ужасно обаятельное взъерошенное существо, накрепко привязанное к огромному будильнику – чтобы ни в коем случае не пропустить ни минуты и думать о маме.

Золушкин труд – способ самонаказания. Случайно встреченный принц – такой же сирота. Переживание собственного сиротства, мука настоящего взросления, возможность продолжать собственную жизнь – эти превращения героев куда фантастичнее всех тыкв и хрустальных башмачков. И при этом Марфе Горвиц удалось сделать спектакль не только пронзительно-трогательным, но очень смешным, свежим, легким, воздушным и жизнерадостным. Если публика и ждет чего-то от молодой режиссуры, то прежде всего именно этого.

Но «#сонетышекспира» Тимофея Кулябина, поставленные им в Театре наций, «легкость и свежесть» молодости используют только в качестве исходного импульса. «Юность – бьющийся товар», как говорил Шекспир. Чистота учебного класса, целомудрие первого чувства и головокружительная новизна первого поцелуя очень медленно, почти незаметно сменяются сначала страстью, а вскоре и неодолимой волей к переменам, неизбежной агрессией, насилием и распадом. Красота вянет, гибнет, исчезает – и молодость остается лишь воспоминанием, арией покинутой Дидоны: Remember me!

Пока публика лелеяла навеянные спектаклями надежды или предавалась ностальгии, жюри «Прорыва» подвело итоги. Лучшим режиссером был назван Максим Диденко, чей спектакль «Шинель. Балет», созданный на стыке contemporary dance и драмы, исполненный редкой энергии и визуальной выразительности, открыл для Петербурга одно из самых перспективных направлений актуального театра. Замечательная актриса Гала Самойлова, сыгравшая в этом спектакле Башмачкина (и известная своим редким пластическим дарованием далеко за пределами одного спектакля), получила премию за лучшую женскую роль.

Премии «Прорыв» за лучшую мужскую роль был удостоен Максим Фомин: характерно, что получил он ее за роль Арбенина в спектакле «Маскарад Маскарад» театра «Приют Комедианта» – в бесстрастном, отстраненном, не лишенном остроумия стенд-апе режиссера Семена Александровского неожиданно раскрылось редкое по нынешним временам умение актера – думать на сцене. Премию за лучшую роль второго плана получил Григорий Чабан – за роль Шпигельского в спектакле Театра Ленсовета «Все мы прекрасные люди», превращенную им в превосходный отдельный номер, образчик актерского гротеска.

Лучшим художником стал Константин Соловьев, умудрившийся в спектакле «Нос» запихнуть живого актера в кубик и обустроить ему там особый мирок. Лучшими менеджерами «Прорыва» были названы Даниил Пиктурный и Алексей Платунов из БДТ, занимавшиеся организацией проекта «Remote Петербург» – там, где зрители гуляли по городу в наушниках и пытались посмотреть на все другими глазами. Жюри свой приз отдало мужскому ансамблю спектакля «Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа, а номинационный совет наградил композитора Настасью Хрущеву «за музыкальный прорыв в драматическом театре». Почетной награды «Прорыва» за поддержку молодых талантов был удостоен главный режиссер БТК Руслан Кудашов.

Лауреаты нынешнего «Прорыва» были избавлены от необходимости произносить благодарственные речи – в безмолвной минималистской церемонии, поставленной трехкратным победителем «Прорыва» Дмитрием Волкостреловым, посредником между номинантами, лауреатами, жюри и сочувствующими зрителями стал экран компьютера. Имена и живые крупные планы героев возникали на большом экране, а скупые строки приветствий победители могли напечатать у ближайшего ноутбука. Вынужденный лаконизм их фраз и количество взволнованных опечаток оказались единственными шутками в этой серьезной церемонии.

В самом конце несколько озадаченной публике был показан маленький фильм классика мирового кино Годара «Прощание с TNS»: Жан-Люк Годар, тихонько пританцовывая, напевал стихотворение, которое сам сочинил, расставаясь со студентами театральной школы в Страсбурге – учениками, не понявшими и не оценившими своего учителя.

Этот нежный и горький привет гения, неожиданно полученный петербургской театральной молодежью, наметил для нее цель, совершенную в своей недостижимости. И подавил отдельные всплески веселья окончательно. Недаром кинокритик Серж Даней говорил: «Годар разделяет мораль труда, а сам он – и это совершенно очевидно – не умеет развлекаться».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.