Прорыв к Годару

В понедельник на Новой сцене Александринского театра состоялась торжественная церемония награждения петербургской театральной премией для молодых «Прорыв». Ее вручали уже шестой раз, и можно с уверенностью сказать, что свою главную цель – пробудить интерес к молодому театральному поколению – эта премия выполнила.

Прорыв к Годару | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Фестиваль «Прорыва» шел всю неделю перед награждением. Пока публика и члены жюри, возглавляемые в этом году режиссером, педагогом и юбиляром (60 лет) Григорием Козловым, знакомились с работами номинантов в основной программе, зрители, уже насладившиеся творчеством питерской театральной молодежи, расширяли свой кругозор за счет офф-программы. Само наличие этой программы – важная часть «Прорыва», который всеми доступными ему средствами борется против провинциализма, убеждая свою целевую аудиторию в том, что есть театр за пределами Невского проспекта, за пределами Петербурга, за пределами России и вообще – за пределами.

В этом году в офф-программу вошли три спектакля, ничем друг с другом не схожие, кроме, пожалуй, высокого качества работы. И объединяло их то, что «молодость» была не только возрастной характеристикой их создателей, но и темой, проблемой и материалом спектаклей.

«Ромео и Джульетта» Альметьевского театра драмы в постановке Искандера Сакаева сразили прежде всего исключительной энергией актеров и уровнем их физической подготовки – в скупых декорациях, изображающих шекспировский «Глобус» в татарских краях, лихие пластические эскапады, сменяющиеся в карнавальном ритме, смотрелись особенно выразительно. История веронских влюбленных стала эпизодом в нескончаемой «пляске смерти»: «лицом от театра», Прологом и распорядителем зрелища оказался лукавый и жестокий Ангел смерти (бесчеловечный «ведьмовской» азарт превосходно сыграла Наиля Назипова). Любовь и молодость героев не были приняты всерьез и остались, по существу, не замеченными миром, с наивным восторгом стремящимся к собственной гибели.

«Золушка», поставленная Марфой Горвиц в московском театре «Практика», – это история сказочно трудного взросления. Сюжет, сочиненный Жоэлем Помра по мотивам Шарля Перро, разбирается с юностью суровыми методами, отсекая традиционную инфантильную мораль.

«Очень юной девушке» Зое (изумительная Надежда Лумпова) выпало на долю страшное испытание: ее мать умерла, оставив в качестве завещания просьбу думать о ней постоянно – тогда она не умрет окончательно. Во всяком случае девочка так это поняла. И вместо кроткой замарашки на сцену выходит мрачное, решительное, ужасно обаятельное взъерошенное существо, накрепко привязанное к огромному будильнику – чтобы ни в коем случае не пропустить ни минуты и думать о маме.

Золушкин труд – способ самонаказания. Случайно встреченный принц – такой же сирота. Переживание собственного сиротства, мука настоящего взросления, возможность продолжать собственную жизнь – эти превращения героев куда фантастичнее всех тыкв и хрустальных башмачков. И при этом Марфе Горвиц удалось сделать спектакль не только пронзительно-трогательным, но очень смешным, свежим, легким, воздушным и жизнерадостным. Если публика и ждет чего-то от молодой режиссуры, то прежде всего именно этого.

Но «#сонетышекспира» Тимофея Кулябина, поставленные им в Театре наций, «легкость и свежесть» молодости используют только в качестве исходного импульса. «Юность – бьющийся товар», как говорил Шекспир. Чистота учебного класса, целомудрие первого чувства и головокружительная новизна первого поцелуя очень медленно, почти незаметно сменяются сначала страстью, а вскоре и неодолимой волей к переменам, неизбежной агрессией, насилием и распадом. Красота вянет, гибнет, исчезает – и молодость остается лишь воспоминанием, арией покинутой Дидоны: Remember me!

Пока публика лелеяла навеянные спектаклями надежды или предавалась ностальгии, жюри «Прорыва» подвело итоги. Лучшим режиссером был назван Максим Диденко, чей спектакль «Шинель. Балет», созданный на стыке contemporary dance и драмы, исполненный редкой энергии и визуальной выразительности, открыл для Петербурга одно из самых перспективных направлений актуального театра. Замечательная актриса Гала Самойлова, сыгравшая в этом спектакле Башмачкина (и известная своим редким пластическим дарованием далеко за пределами одного спектакля), получила премию за лучшую женскую роль.

Премии «Прорыв» за лучшую мужскую роль был удостоен Максим Фомин: характерно, что получил он ее за роль Арбенина в спектакле «Маскарад Маскарад» театра «Приют Комедианта» – в бесстрастном, отстраненном, не лишенном остроумия стенд-апе режиссера Семена Александровского неожиданно раскрылось редкое по нынешним временам умение актера – думать на сцене. Премию за лучшую роль второго плана получил Григорий Чабан – за роль Шпигельского в спектакле Театра Ленсовета «Все мы прекрасные люди», превращенную им в превосходный отдельный номер, образчик актерского гротеска.

Лучшим художником стал Константин Соловьев, умудрившийся в спектакле «Нос» запихнуть живого актера в кубик и обустроить ему там особый мирок. Лучшими менеджерами «Прорыва» были названы Даниил Пиктурный и Алексей Платунов из БДТ, занимавшиеся организацией проекта «Remote Петербург» – там, где зрители гуляли по городу в наушниках и пытались посмотреть на все другими глазами. Жюри свой приз отдало мужскому ансамблю спектакля «Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа, а номинационный совет наградил композитора Настасью Хрущеву «за музыкальный прорыв в драматическом театре». Почетной награды «Прорыва» за поддержку молодых талантов был удостоен главный режиссер БТК Руслан Кудашов.

Лауреаты нынешнего «Прорыва» были избавлены от необходимости произносить благодарственные речи – в безмолвной минималистской церемонии, поставленной трехкратным победителем «Прорыва» Дмитрием Волкостреловым, посредником между номинантами, лауреатами, жюри и сочувствующими зрителями стал экран компьютера. Имена и живые крупные планы героев возникали на большом экране, а скупые строки приветствий победители могли напечатать у ближайшего ноутбука. Вынужденный лаконизм их фраз и количество взволнованных опечаток оказались единственными шутками в этой серьезной церемонии.

В самом конце несколько озадаченной публике был показан маленький фильм классика мирового кино Годара «Прощание с TNS»: Жан-Люк Годар, тихонько пританцовывая, напевал стихотворение, которое сам сочинил, расставаясь со студентами театральной школы в Страсбурге – учениками, не понявшими и не оценившими своего учителя.

Этот нежный и горький привет гения, неожиданно полученный петербургской театральной молодежью, наметил для нее цель, совершенную в своей недостижимости. И подавил отдельные всплески веселья окончательно. Недаром кинокритик Серж Даней говорил: «Годар разделяет мораль труда, а сам он – и это совершенно очевидно – не умеет развлекаться».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5425) от 26.03.2015.


Комментарии