Пропуск в мир сказки. Что увидели посетители Русского музея на выставке «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»
Идеально выстроенная, продуманная до мельчайших деталей, с рифмами и перекличками: такой увидели первые посетители грандиозную выставку Виктора Васнецова, которая, как наша газета уже сообщала, открылась в корпусе Бенуа Русского музея. Художник и мыслитель, традиционалист и новатор, виртуозный мастер огромных полотен и тончайших рисунков предстал перед зрителями в 120 произведениях. От эскизов мозаик и росписей для православных храмов до семейных портретов, от изображений былинных богатырей до изысканной мебели.
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея
Пропуск в мир сказки
— Наша юбилейная монографическая выставка посвящена 175‑летию со дня рождения Виктора Васнецова. Художника уникального, абсолютно ни на кого не похожего. Он стал первым профессионалом в русском искусстве, который обратился к русскому фольклору, был виртуозным мастером бытового жанра, — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея. — Перфекционистская концепция проекта — показать только шедевры Васнецова, причем все шедевры продолжают линию, начатую выставками Василия Сурикова (самой посещаемой в 2024 году в России) и Карла Брюллова, которая сейчас с огромным успехом демонстрируется в Михайловском дворце. Впервые мы масштабно показываем работы Васнецова на религиозные сюжеты. Творчество Васнецова отражает наши духовные и нравственные ценности, это наш культурный код, основанный на традициях предыдущих поколений. На выставке это почувствует любой человек вне зависимости от образования и социального опыта.
Алла Манилова добавила, что такая концепция потребовала привлечь к участию в проекте все российские музеи, где хранятся важные произведения художника. Их набралось 11. Русский музей особенно благодарен Третьяковской галерее, Дому-музею Васнецова в Москве, Вятскому художественному музею имени братьев Васнецовых. Тесное, плодотворное межмузейное сотрудничество позволяет зрителям, которые не всегда могут путешествовать в поисках любимого Виктора Васнецова, увидеть в Петербурге «Богатырей», «Ковер-самолет» и другие шедевры художника.
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея
«Мы долго думали, когда открыть выставку. И выбрали канун Нового года, самого семейного праздника. Эта выставка, завершающая Год семьи, предназначена в первую очередь для семейного посещения всех поколений. Тем более что впереди — зимние школьные и студенческие каникулы. Дети, еще не умеющие читать, должны выходить в мир русских сказок с помощью картин Васнецова», — подчеркнула руководитель Русского музея.
Архангел ХХ века
По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, Васнецов был целеустремленным художником, и никакие критические замечания современников о его творчестве не могли изменить его чувств веры, патриотизма, любви к русской старине. Как монументалист, Васнецов оставил невероятное наследие. К счастью, художник создавал полнометражные эскизы, и теперь их можно показать.
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея
В том числе во всю 14‑метровую длину эскиз росписи Владимирского собора в Киеве «Радость праведных о Господе». Преддверие рая», где художник соединил изображения ветхозаветных и новозаветных персонажей.
Васнецовский эскиз «Всадники Апокалипсиса» был отклонен заказчиком росписей. Сохранилось несколько вариантов. В представленном на выставке в правом нижнем углу изображен римский император. В том, что находился в собрании Федора Шаляпина, — руины античного храма.
Голдовский также обращает внимание зрителей на позднюю картину (именно картину, а не икону) «Архангел Михаил», где небесный покровитель воинов изображен поражающим дьявола. Васнецов работал над полотном во время Первой мировой войны. Не случайно на картине изображен современный ему город с высокими домами и электрическим освещением.
По словам Сергея Кривонденченкова, куратора выставки, ведущего научного сотрудника Русского музея, главное послание этой выставки точно передают воспоминания художника Михаила Нестерова, который хорошо знал Васнецова и его творчество.
Младший коллега говорил о том, что заслуги Васнецова перед искусством велики, но его открытие еще впереди.
Действительно, многогранный талант Васнецова только сейчас стал оцениваться в полной мере. Современники видели в нем религиозного художника — и когда он, известный передвижник, создал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве», многие были в шоке. Советский зритель знал художника прежде всего как автора картин «Аленушка» и «Богатыри» из учебника «Родная речь». Искусство Васнецова-сценографа было известно в основном исследователям его творчества.
РЕПРОДУКЦИЯ Дмитрия СОКОЛОВА и Олега ЗОЛОТО/Русский музей
«Мы стремились показать Васнецова как цельную многогранную фигуру, стоящий в одном ряду с Суриковым, Репиным, Поленовым. Как живописец, он был мастером энергичного, свободного мазка, шагнув от передвижников в ХХ век», — комментирует куратор.
Своя лепта
125 лет назад в письме к Владимиру Стасову, критику и первому биографу художника, Васнецов заметил: «Главный тезис моей веры в Искусстве таков: мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы устремим к развитию своего родного Русского искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов, — нашей Русской природы и человека — нашей настоящей жизни, нашего прошлого… наши грезы, мечты, — нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Выставка построена по тематическому принципу, единственно возможному в случае Васнецова. Хотя есть в ней один важный нюанс, о котором чуть ниже. Сначала публика увидит былинных героев на картинах «Баян», «Витязь на распутье» и, конечно, «Богатыри». Как сообщал художник в одном из писем об этой картине, «богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Для Муромца позировал крестьянин Иван Петров, его портрет представлен рядом. Добрыне художник придал автопортретное сходство. Для Алеши позировал Андрей Мамонтов, сын мецената Саввы Мамонтова.
РЕПРОДУКЦИЯ Дмитрия СОКОЛОВА и Олега ЗОЛОТО/Русский музей
Картину «Богатырский скок» с несущимся в атаку воином на коне сопровождает эскиз с тем же сюжетом. Внизу рукой Васнецова сделано пояснение: «Рисунок для театральной программы 11 октября 1914 года в Губернском Всероссийском Великом Союзе помощи больным и раненым воинам». Известно, что Васнецов драматически переживал события Первой мировой войны.
Сказочным сюжетам посвящено следующее пространство. Но и здесь создатели выставки избегают банальности. Напротив хрестоматийной печальной «Аленушки» помещена гордая «Боярышня». Эта картина принадлежала известному коллекционеру Михаилу Морозову, в 1910 году была подарена наследниками Вятскому художественно-историческому музею в честь его открытия.
Когда Савва Мамонтов увидел картину «Иван Царевич на Сером Волке», он сообщил художнику: «Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил!». У посетителя выставки есть шанс испытать те же чувства от чудесного спасения царевичем Елены Прекрасной.
Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» по праву считается эмблемой символизма и нарождавшегося русского модерна в искусстве. Не случайно картиной интересовался Александр Блок, немного позже сочинивший одноименное стихотворение. В нем есть такие строки: «Бросает Сирин счастья полный, // Блаженств нездешних полный взгляд».
Буквально в следующем зале — гимн модерну в дереве — декоративные полки «Совы» и «Избушка на курьих ножках», созданные по эскизам Васнецова. Дизайн мебели Васнецов создавал в подмосковном Абрамцеве, рядом с «избушкой» показаны пейзажи этого места.
Кто автор буденовки
Головной убор и кафтан служителя Федоровского собора в Царском Селе, сшитые по эскизам Васнецова, возвращают нас в эпоху модерна. Шлем из сукна похож на буденовку. Существует красивая легенда, что и этот головной убор создал Васнецов. Хронологически это возможно: как известно, художник умер в 1926 году. Но документальных подтверждений этой версии не найдено.
С одеждой для государева собора рифмуется картина «Царь Иван Васильевич Грозный» — единственный исторический сюжет в творчестве художника. Царь изображен в храме с четками в руке. Как истинный передвижник, Васнецов символически изображает на стене церкви души умерших, намекая на жестокость монарха.
Прежде чем войти в «храмовые» залы, важно увидеть эскиз «Каменный век» для здания Исторического музея в Москве. Именно эта работа открыла Васнецову дорогу к заказам для Спаса-на-Крови и других храмов по всей Российской империи.
Эскизы для Спаса-на-Крови и другие работы для храмов выставлены превосходно (дизайнер выставки Леонид Сиваш), только по стенам, что наполнило воздухом залы, спроектированные зодчим Леонтием Бенуа. Здесь хочется помолчать, всмотреться в васнецовские лики.
Сердце любого театрала, увидевшего картину «Снегурочка», забьется сильнее. Сначала был домашний спектакль у Мамонтова по одноименной пьесе Александра Островского. Потом постановка оперы Николая Римского-Корсакова в частной мамонтовской опере. Оформив оба спектакля, Васнецов пишет картину, которая стала символом русской зимней сказки. В честь выставки напечатаны открытки с эскизами костюмов Снегурочки и Леля.
Выставка завершается неожиданно, тем самым нюансом в виде ранней сказочной картины «Ковер-самолет». Это мечта Васнецова. О чем? Ответить на этот вопрос зрителям поможет просветительская программа, подготовленная к выставке.
РЕПРОДУКЦИЯ Дмитрия СОКОЛОВА и Олега ЗОЛОТО/Русский музей
Как сообщила Алла Манилова, в ближайшее время на электронных ресурсах Русского музея она будет опубликована. Программа включает лекции, мастер-классы, занятия, в том числе инклюзивные, в Российском центре педагогики и творческих инициатив Русского музея. «Мы надеемся, что Васнецов останется в жизни наших посетителей надолго и после того, как в конце июня 2025 года выставка завершит свою работу», — сказала генеральный директор Русского музея.
Читайте также:
Великое искусство страны побед. Русский музей поделился планами на 2025 год
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7818) от 22.12.2024 под заголовком «Все шедевры Васнецова».
Комментарии