Пропаганда осадного времени

Выставкой-открытием стал проект «Посвящение городу мужества и славы», который представил Музей городской скульптуры и посвятил его 70-летию Победы и 285-летию со дня рождения Александра Суворова.

Пропаганда осадного времени | Неизвестный фотограф. Клятва воинов на могиле Суворова.<br>1942.ФОТО предоставлено ГМГС

Неизвестный фотограф. Клятва воинов на могиле Суворова.
1942.ФОТО предоставлено ГМГС

Как рассказала нашей газете Надежда Ефремова, заместитель директора музея по научной работе, впервые показаны документы и фотографии блокадного времени, связанные с историей агитационной скульптуры, а также с деятельностью Николая Успенского (1885 – 1947) – первого хранителя музейного некрополя, который всю блокаду занимался укрытием от бомб мраморных скульптур и следил за их сохранностью.

О ленинском плане монументальной пропаганды известно многим. Про его блокадный аналог знают только специалисты. В августе 1941 года на базе музея была сформирована бригада скульпторов и строителей под руководством Николая Томского и Михаила Бабурина. Им поручили к ноябрьским праздникам создать серию агитационных монументальных произведений, призывающих к борьбе и высмеивающих врага. Но началась блокада, и работа замедлилась. В декабре 1941 года в витрине Елисеевского магазина установили два гипсовых рельефа: «К оружию» размером 10,5 кв. метра и «Так было, так будет» размером 6,5 кв. метра. Остальные эскизы остались нереализованными.

Весной и летом 1942 года специальная комиссия выясняла состояние дел, в документах часто встречаются отметки: автор болен, автор эвакуирован, автор умер. Но 20 эскизов из глины были отсняты еще в ноябре 1941 года блокадным фотографом Александром Григорьевым во время проведения выставки в ЛОСХе к 24-й годовщине Октябрьской революции.

В фондах музея сохранился альбом его фотографий, что само по себе чудо при строгом учете любых фотоизображений во время войны. Кроме того, сохранились и выставлены два гипсовых эскиза «Вандал ХХ века» и «Гитлер на осле» Веры Исаевой, входившей в скульптурную команду.

К ноябрьским праздникам 1942 года Николай Успенский предложил открыть для посещения могилу Суворова в Благовещенской усыпальнице и создать там небольшую экспозицию с цитатами из книги «Наука побеждать». Эскиз оформления был заказан известному художнику Николаю Суэтину, его соратница Анна Лепорская создала эскиз оформления могилы Александра Невского в Троицком соборе.

Выставку дополняют графические листы с изображениями памятников, созданные художниками Ольгой Аршакуни, Александром Васильевым и другими авторами, которые жили и трудились в блокадном Ленинграде.

Выставка будет открыта по 20 декабря 2015 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии