Пропаганда осадного времени
Выставкой-открытием стал проект «Посвящение городу мужества и славы», который представил Музей городской скульптуры и посвятил его 70-летию Победы и 285-летию со дня рождения Александра Суворова.

Неизвестный фотограф. Клятва воинов на могиле Суворова.
1942.ФОТО предоставлено ГМГС
Как рассказала нашей газете Надежда Ефремова, заместитель директора музея по научной работе, впервые показаны документы и фотографии блокадного времени, связанные с историей агитационной скульптуры, а также с деятельностью Николая Успенского (1885 – 1947) – первого хранителя музейного некрополя, который всю блокаду занимался укрытием от бомб мраморных скульптур и следил за их сохранностью.
О ленинском плане монументальной пропаганды известно многим. Про его блокадный аналог знают только специалисты. В августе 1941 года на базе музея была сформирована бригада скульпторов и строителей под руководством Николая Томского и Михаила Бабурина. Им поручили к ноябрьским праздникам создать серию агитационных монументальных произведений, призывающих к борьбе и высмеивающих врага. Но началась блокада, и работа замедлилась. В декабре 1941 года в витрине Елисеевского магазина установили два гипсовых рельефа: «К оружию» размером 10,5 кв. метра и «Так было, так будет» размером 6,5 кв. метра. Остальные эскизы остались нереализованными.
Весной и летом 1942 года специальная комиссия выясняла состояние дел, в документах часто встречаются отметки: автор болен, автор эвакуирован, автор умер. Но 20 эскизов из глины были отсняты еще в ноябре 1941 года блокадным фотографом Александром Григорьевым во время проведения выставки в ЛОСХе к 24-й годовщине Октябрьской революции.
В фондах музея сохранился альбом его фотографий, что само по себе чудо при строгом учете любых фотоизображений во время войны. Кроме того, сохранились и выставлены два гипсовых эскиза «Вандал ХХ века» и «Гитлер на осле» Веры Исаевой, входившей в скульптурную команду.
К ноябрьским праздникам 1942 года Николай Успенский предложил открыть для посещения могилу Суворова в Благовещенской усыпальнице и создать там небольшую экспозицию с цитатами из книги «Наука побеждать». Эскиз оформления был заказан известному художнику Николаю Суэтину, его соратница Анна Лепорская создала эскиз оформления могилы Александра Невского в Троицком соборе.
Выставку дополняют графические листы с изображениями памятников, созданные художниками Ольгой Аршакуни, Александром Васильевым и другими авторами, которые жили и трудились в блокадном Ленинграде.
Выставка будет открыта по 20 декабря 2015 года.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии