Пропаганда осадного времени

Выставкой-открытием стал проект «Посвящение городу мужества и славы», который представил Музей городской скульптуры и посвятил его 70-летию Победы и 285-летию со дня рождения Александра Суворова.

Пропаганда осадного времени | Неизвестный фотограф. Клятва воинов на могиле Суворова.<br>1942.ФОТО предоставлено ГМГС

Неизвестный фотограф. Клятва воинов на могиле Суворова.
1942.ФОТО предоставлено ГМГС

Как рассказала нашей газете Надежда Ефремова, заместитель директора музея по научной работе, впервые показаны документы и фотографии блокадного времени, связанные с историей агитационной скульптуры, а также с деятельностью Николая Успенского (1885 – 1947) – первого хранителя музейного некрополя, который всю блокаду занимался укрытием от бомб мраморных скульптур и следил за их сохранностью.

О ленинском плане монументальной пропаганды известно многим. Про его блокадный аналог знают только специалисты. В августе 1941 года на базе музея была сформирована бригада скульпторов и строителей под руководством Николая Томского и Михаила Бабурина. Им поручили к ноябрьским праздникам создать серию агитационных монументальных произведений, призывающих к борьбе и высмеивающих врага. Но началась блокада, и работа замедлилась. В декабре 1941 года в витрине Елисеевского магазина установили два гипсовых рельефа: «К оружию» размером 10,5 кв. метра и «Так было, так будет» размером 6,5 кв. метра. Остальные эскизы остались нереализованными.

Весной и летом 1942 года специальная комиссия выясняла состояние дел, в документах часто встречаются отметки: автор болен, автор эвакуирован, автор умер. Но 20 эскизов из глины были отсняты еще в ноябре 1941 года блокадным фотографом Александром Григорьевым во время проведения выставки в ЛОСХе к 24-й годовщине Октябрьской революции.

В фондах музея сохранился альбом его фотографий, что само по себе чудо при строгом учете любых фотоизображений во время войны. Кроме того, сохранились и выставлены два гипсовых эскиза «Вандал ХХ века» и «Гитлер на осле» Веры Исаевой, входившей в скульптурную команду.

К ноябрьским праздникам 1942 года Николай Успенский предложил открыть для посещения могилу Суворова в Благовещенской усыпальнице и создать там небольшую экспозицию с цитатами из книги «Наука побеждать». Эскиз оформления был заказан известному художнику Николаю Суэтину, его соратница Анна Лепорская создала эскиз оформления могилы Александра Невского в Троицком соборе.

Выставку дополняют графические листы с изображениями памятников, созданные художниками Ольгой Аршакуни, Александром Васильевым и другими авторами, которые жили и трудились в блокадном Ленинграде.

Выставка будет открыта по 20 декабря 2015 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?