«Проходит мимо Рок...»
Закономерно, что в этом году тема миграции народов стала центральной на Берлинском кинофестивале. С поистине античным размахом ее представляет картина итальянского документалиста Джанфранко Рози. Несколько лет назад его «Святая римская кольцевая» получила главную награду Венецианского кинобиеннале. Новый фильм – «Огонь над морем» – лидирует в конкурсной программе.

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com
Будни жителей острова Лампедуза – перевалочного пункта для беженцев из Африки в Европу: сто тринадцать километров от Туниса и двести пять от Сицилии. За последние несколько лет более четырехсот тысяч беженцев приплыли к берегам Лампедузы. Режиссер снимал материал для фильма на острове в течение года. Капитан корабля – того, который ищет в море катера и баржи с беженцами; его пожилая мама с ее соусами для спагетти и музыкальными радиопередачами; его девятилетний сын – с теориями стрельбы из рогаток. Местный врач – он и жителей лечит, и осматривает жертв трагических путешествий в лучший мир. Он говорит: «...Мы же человеческие существа, и мы не можем не делать все возможные усилия, для того чтобы спасать других людей: такова природа нормального человека».
Спасательная операция – вертолеты, серебристые термостойкие одеяла, антиинфекционные скафандры. Снято меланхолично и детально – и есть своя печаль в том, что эти эпизоды похожи на фильмы про инопланетян. Контакты разных цивилизаций, пересекающихся в одной точке. Скитальцы снабжены одеждой, медицинской помощью, едой, и вот уже поют свою песню, которая описывает адский маршрут. Строфы умножаются и умножаются: раны, пытки, море. И тут-то те из зрителей, кого судьба читателя или студента сталкивала со сказаниями Гомера, уже чувствуют странную параллель с «Одиссеей». «Одиссей», покинувший родину и потерявший связь с родными, на древнегреческом значит «страдающий». Режиссер не навязывает выводов и не предлагает трактовок – магическим образом он фиксирует тектонический сдвиг цивилизации, противостоять которому невозможно.
Другой полюс темы – в фильме известного французского режиссера Рашида Бухареба «Дорога в Стамбул». Жительница тихой бельгийской деревушки узнает, что ее двадцатилетняя дочь отправилась воевать в Сирию – двойная жизнь взрослого ребенка открывается совершенно неожиданно. Что делает мать? В отсутствие поддержки со стороны каких бы то ни было официальных властей она отправляется на поиски: через турецкую границу в Сирию.
«И чувствовали – в этот миг проходит мимо Рок...» – писала в середине девятнадцатого столетия Эмили Дикинсон. Биографическая драма о ней – «Тихая страсть» Теренса Дэвиса – еще один истинный фаворит фестивальных показов. Классик американской и мировой поэзии, Дикинсон опубликовала при жизни семь стихотворений (из тысячи восьмисот написанных), сказав родным: «...Идея публикации мне чужда, как небосвод – плавнику рыбы». Ее называли «наполовину старой девой, наполовину любопытным троллем». Середина XIX столетия – до эмансипации и отмены рабства еще далеко, и противостояние поэта миру происходит на территории борьбы с религиозной схоластикой и пуританским формализмом. Недаром Эмили Дикинсон почитали все американские рокеры. Главную роль сыграла Синтия Никсон – звезда сериала «Секс в большом городе» (та самая рыжая юристка) – и потрясла публику истинным размахом актерского дарования.
Русская тема постоянно присутствует на фестивале – как составляющая многих сюжетов и размышлений. Начиная от фильма открытия – комикса братьев Коэнов «Да здравствует цезарь!», – в котором главный танцор Голливуда оказывается приспешником Советов. До мистического триллера «Эликсир» Даниила Зинченко, который собрал масштабную аудиторию. Партизан, космонавт и ученый ищут средство для бессмертия. Гротескный выпад в сторону нашей кинематографической «иконы» Тарковского. Приходит время, и персонажи «Сталкера» оказываются в пространстве Уорхола и типовых «ужастиков», – но такова воля художественного Рока, который несет и нас, зрителей, и мятежных авторов во Времени.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5645) от 17.02.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии