Прогулка во времени: что скрывают самые известные памятники Петербурга?
Петербург обладает одной из лучших коллекций монументальной пластики. Только в нашем городе есть Музей городской скульптуры. Он памятники хранит, реставрирует и исследует. И сейчас, когда летняя жара ушла, а дождливая осень, хочется верить, еще не наступила, самое подходящее время для прогулок по городу с целью вновь взглянуть на монументальных долгожителей.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Логично начать с самого главного — «Медного всадника». Мало кто знает, что в складках плаща всадника спрятана подпись «Лепил и отливал Фальконе парижанин 1778». Это не просто автограф, а напоминание о том, что автор сам выполнил отливку своего детища. Ему пришлось изучить литейное дело после того, как два года ушло на поиск профессионалов, готовых взяться за такой сложный заказ.
Императрица утратила интерес к работе Этьена Фальконе, когда истек восьмилетний контракт, а на площади все еще стоял пустой постамент. На то были причины. При первой отливке статуи из формы вытек расплавленный металл, в мастерской случился пожар, верхняя часть памятника не получилась. Скульптор срезал головы всадника и лошади, спустя два года сделал дополнительную отливку, доложил Екатерине, что конная статуя готова. Ответа не получил. Устанавливал скульптуру на постамент Юрий Фельтен в 1782 году уже после отъезда Фальконе. Автор «Медного всадника» получил уведомление покинуть город на Неве и уехал из России.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
К слову, Пушкин, назвав всадника медным, был недалек от истины. Как выяснили реставраторы, в составе бронзы, из которой отлита скульптура, 90 % меди.
От Сенатской площади, повинуясь указующему жесту Петра, можно выйти на набережную Невы, откуда открывается вид на Стрелку Васильевского острова. Если, продолжая прогулку, повернуть направо, совсем недалеко, у Дворцового моста, стоит остановиться у пары львов — стражей Петербурга. Они отлиты на Александровском заводе. На том же предприятии по рисунку архитектора Людвига Шарлеманя изготовлены их чугунные постаменты. Свое место у спуска к Неве львы заняли в 1832 году.
Наши львы — копии мраморных хищников, стоящих на площади Синьории во Флоренции. Гипсовые слепки с флорентийских львов привезли в Петербург в 1760‑е годы. С них были созданы алебастровые копии, украшающие центральную лестницу Академии художеств. Те в свою очередь послужили основой для скульптур на Адмиралтейской набережной.
Если приглядеться, можно заметить, что каменные звери не близнецы, между ними есть отличия. Скульптуры создавались в разное время разными мастерами. Тот лев, у которого правая лапа на шаре, античный. Второй создан в эпоху Возрождения, он сохранил подпись автора — Фламинио Вакк.
Львы популярны у горожан и гостей нашего города, правда, вряд ли их это радует. Немало находится желающих взобраться на спину медным хищникам, чтобы сделать снимок на память. Проблема в том, что эти скульптуры представляют собой редкий образец чеканки по меди, толщина которой не превышает 3 мм. Внутри у них нет опорного каркаса, каждый состоит из без малого тридцати спаянных между собой медных пластин. Поэтому львов реставрировали уже не раз. Из последней они вернулись в апреле. После той, что ей предшествовала, не прошло и года.
Повосхищавшись львами на расстоянии, по Дворцовому мосту перемещаемся на Васильевский остров, сворачиваем налево и идем по красивейшей набережной мимо зданий Кунсткамеры, Университета, дворца Меншикова. Очень скоро оказываемся возле самых загадочных и старших по возрасту памятников Петербурга — древнеегипетских сфинксов. Им около 3,5 тысячи лет. Каждый высотой около 5 метров. Человек с телом льва — традиционный символ силы и мудрости в египетской культуре. Когда‑то эти сфинксы стояли у входа в храм, построенный для Аменхотепа III. Египтологи называют их одними из лучших портретов фараона.
В Петербург сфинксы попали благодаря путешественнику А. Н. Муравьеву, он увидел их в египетской Александрии. Россия смогла их приобрести. Весной 1832 года на греческом корабле «Добрая надежда» скульптуры были доставлены в Петербург, помещены во дворе напротив Академии художеств. В 1834 году древние сфинксы заняли место на парадном спуске к Неве на Университетской набережной. С тех пор они влекут к себе не только туристов, но и исследователей древнеегипетской культуры. Их величественный облик особенно впечатляет на фоне широкой Невы и исторических зданий.
Петербург многолик, он умеет воспринимать и примерять разные эпохи, стили, особенности. Сфинксы — пример древнеегипетской скульптуры. В нескольких шагах от них стоит монумент, которому чуть больше десяти лет. Памятник Доменико Трезини открыт в 280‑ю годовщину смерти архитектора на площади у спуска с Благовещенского моста, носящей его имя.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Бронзовый архитектор одет по петербургской погоде — в распахнутой шубе. В правой руке у него свиток с чертежами, левой он опирается на большой циркуль. Высота скульптуры — 3,2 м, плюс постамент — 1,6 м. Основой для проекта послужила дипломная работа скульптора П. П. Игнатьева. Работа над памятником продолжалась почти 18 лет.
Читайте также:
Новая площадка Государственного литературного музея «ХХ век» открывается в Ледовом дворце
В Северной столице запустили проект военно-патриотических экскурсий «Маршруты памяти»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7981) от 29.08.2025 под заголовком «Пешком к монументальным долгожителям».





Комментарии