Проект «Сказки Чижика» дарит детям незабываемые представления
Столетие российского джаза наш город отмечал активно. Только на VII международном фестивале «Кофе & Jazz» в Павловском парке за два дня сыграли больше ста джазменов, наших и зарубежных. Заметным событием фестиваля стали джазовые представления с песочной анимацией от проекта «Сказки Чижика».
ФОТО Pixabay
Пять волшебных палочек
«Давным-давно в старой Англии жил юноша по имени Робинзон Крузо…» Молодая актриса рассказывала эту удивительную историю, сокращенную и адаптированную для детей четырех-пяти лет. Страницы книги Даниэля Дефо иллюстрировала песочная анимация: художник Юлия Лабутина мастерски и безотрывно создавала на подсвеченном столе перетекающие друг в друга картины, которые тут же воспроизводились на экране. Алексей Чижик и его друзья-музыканты сначала играли песни английских моряков, потом карибский джаз и композиции из репертуара кубинской группы Buena Vista Social Club, солнечные и танцевальные…
Алексей Чижик единственный в мире играет на вибрафоне сразу пятью палочками. Многозвучный инструмент в его руках обретает просто волшебные возможности, и на фестивале собралось много желающих послушать уникального джазмена. В том числе и дети, потому что это были не просто концерты, а сказочные представления. Всего за два дня фестиваля команда Чижика сыграла 14 спектаклей!
…Сказка закончилась, но после небольшого перерыва должна была начаться снова. Джазмены и художница пошли пить кофе, а вот рассказчицу задержали бабушки и мамы вопросом: «А где еще вы выступаете?». Оказалось, в самых разных местах: на Новой сцене Александринского театра, в Филармонии джазовой музыки, в Доме ученых и в Планетарии под звездным небом. А главное выяснилось, что «Робинзон Крузо» — всего лишь малая часть большого проекта «Сказки Чижика» и что рассказчица не только актриса, но и автор этого проекта Ирина Чижик, жена Алексея Чижика, известного музыканта, которому одинаково радостно играть и для искушенной публики, и для маленьких детей.
— Алексей уже больше тридцати лет играет детям и взрослым в Летнем саду, — сказала Ирина. — У многих он вообще ассоциируется с летним Петербургом. Когда‑то они в коляске слушали его музыку, потом бегали под нее на свидания, а теперь уже своих детей приводят.
— А вы с ним случайно не в Летнем саду познакомились?
— В Летнем саду, конечно.
— Нет, серьезно?
— Да. Я прогуливалась, он там играл.
Чижики в Летнем саду — примета питерского лета
Хорошо, что у вибрафона есть колесики и Алексей Чижик еще студентом Консерватории мог катать его по питерским улицам. Уличным музыкантом он стал в конце восьмидесятых, собирал у Казанского собора толпы людей. В Летнем саду мог даже в страшный ливень накрыться полиэтиленом и музицировать в компании одного только дедушки Крылова. Но, конечно, приятнее, когда рядом прогуливаются люди и можно подыграть их настроениям, а то и улучшить. А когда появился проект, Ирина, Алексей и другие музыканты совместно с Русским музеем стали устраивать детские представления под открытым небом в Летнем саду. Дети веселятся под музыку и часто начинают танцевать.
Сын Алексея Павел тоже когда‑то бегал там по аллеям, пока папа музицировал. Сейчас Павел Чижик известный вибрафонист, а его семилетняя дочка Вероника учится играть на флейте в знаменитой десятилетке при Консерватории, но вместе с папой уже сыграла маленький концерт в Летнем саду. Может, дочка и вдохновила родителей на создание сказочного проекта?
— Вдохновил писатель Одоевский, — объяснила Ирина. — Это было пять лет назад. Алексею как‑то предложили сыграть детский концерт, и он репетировал дома. А мы с Вероникой в тот момент читали сказку Одоевского «Городок в табакерке». Там ведь герои из музыкальной шкатулки — колокольчики, молоточки, пружинка. Так похоже на вибрафон! «Да, действительно», — согласился Алексей. Так родилась наша первая сказка, мы ее обыграли на петербургских площадках и вскоре после этого поехали на гастроли. Кстати, она классическая, то есть мы начали с музыки русских композиторов XIX века. А уже потом обратились к джазу. Поняли, что не так уж много джазовых проектов для детей. Есть классические детские представления в музыкальных театрах, есть абонемент для школьников в Джазовой филармонии, но сказок для маленьких детей в джазовом сегменте тогда еще не было.
— Сколько же сказок сейчас в вашем репертуаре?
— Всего двадцать, есть джазовые, а есть и классические, например, по знаменитым операм и балетам. Для малышей — «Айболит», «Дюймовочка», «Щелкунчик» и так далее, для детей постарше — «Дон Кихот», к примеру. У нас даже есть своя версия «Шерлока Холмса».
Джазмены как дети — им бы только поиграть
Проект называется «Сказки Чижика», но в нем участвуют разные музыканты. В тот день в Павловске вместе с Алексеем волшебно играли басист Золтан Ринальди (он вообще‑то из Индонезии, но уже давно живет в Петербурге) и барабанщик Андрей Иванов. Чудеса песочной анимации творила профессиональный художник и мультипликатор Юлия Лабутина. Ирина Чижик — автор и ведущая не только детского проекта, но также и циклов концертов «Писатели-меломаны», «Диалектика джаза», Cuba vibes, которые регулярно проходят на разных сценах Петербурга. Словом, получилось плодотворное сотрудничество талантливых людей на стыке искусств.
Джаз, как известно, — музыка для интеллектуалов: в нем созвучия сложнее, больше диссонансов, синкопированные ритмы и так далее. Можно сказать, что миссия «сказок» — приучать к нему детей. Ведь звучат те же самые композиции, что и на взрослых концертах, просто все обрамлено сказочным сюжетом.
Когда сказка закончилась, некоторые дети потянулись к вибрафону, чтобы разглядеть его поближе. Особенно их интересовали палочки. Очень плотный график фестиваля не позволил Алексею Чижику пообщаться с юными зрителями, но обычно после представлений он разрешает всем детям поиграть на вибрафоне.
— Иногда Алексей просто раздает детям палочки, и они что‑то воспроизводят в музыкальном хаосе, а иногда и сам играет вместе с кем‑то из детей. Не раз уже подходили мамы и говорили: на ваших сказках ребенок попробовал поиграть, ему понравилось, и вот он уже учится в музыкальной школе на ударном отделении.
— Не бывает джаза без импровизаций. В жизни джазмены тоже любят импровизировать?
— Лучший пример импровизации в жизни, как мне кажется, это путешествие. Мы любим просто сесть в наш микроавтобус и всей семьей куда‑нибудь отправиться. Никогда заранее не бронируем отели, не всегда точно знаем маршрут.
— В микроавтобус, конечно, помещается вибрафон?
— Алексей очень любит играть на улицах в разных городах. Иногда мы там рассказываем сказки.
Комментарии