Пробуждение Фауста

Фестиваль «Встречи в России», проходящий в эти дни в театре «Балтийский дом», открылся спектаклем Гродненского областного театра кукол «Фауст. Сны» по мотивам трагедии И. В. Гете в постановке Олега Жюгжды.

Пробуждение Фауста | Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра "Балтийский дом"

Гродненский театр – один из самых известных кукольных коллективов постсоветского пространства. Поставленная там пятнадцать лет назад «Трагедия о Макбете», объездившая всю Европу (и показанная в Петербурге на фестивале «Кукарт»), до сих пор вспоминается как едва ли не самая обаятельная версия шекспировской пьесы последних лет. История о человеческом предназначении, о воле к самоосуществлению и борьбе с судьбой, о человеке как игрушке потусторонних сил – это фактически описание взаимоотношений куклы и кукловода. Кто управляет героем? Кто его ведет и за какие ниточки дергает? Сколько божественной иронии в том, что великий король на самом деле так мал, кукольно хрупок и неустойчив!

В «Макбете», как и позже в «Пиковой даме» (где игрушкой могущественных сил стал, разумеется, бедный Германн, а Пушкин с Чайковским оспаривали друг у друга авторские права), Олег Жюгжда умело и разнообразно использовал взаимодействие кукол и «живого плана» (так куклы на своем языке снисходительно именуют актеров). Та же средневековая иерархия закономерно легла в основу спектакля о Фаусте: Мефистофель, получающий от Бога разрешение на искушение доктора Фауста, сам Фауст, вызвавший черта, дабы тот служил у него на посылках, но оказавшийся в его власти; человек и дьявол, выясняющие границы своего могущества, – все это неисчерпаемый источник для фантазий о покорной кукле и ее хитроумном хозяине. Любимый герой старинных площадных представлений, продавший душу дьяволу ученый-чернокнижник из немецкого фольклора, проделав длинный путь, вернулся в кукольный театр, – на сей раз алхимически преображенный поэзией великого Гете. Эффект почти такой же, как если бы в ярмарочном балаганчике Петрушка и вправду заговорил стихами Блока.

«Фауст. Сны» оформлены лаконично и без особых затей: черный кабинет, кубик докторской библиотеки, куб экрана над ним (на экране – то видеопроекции пейзажей, то театр теней). Имеется также звездное небо из синих лампочек и в придачу к нему нравственный закон из подручных актерских средств. Куклы – Фауста (молодого), Мефистофеля (красненький нарядный чертик) и Маргариты (бело-розовенькая такая) – нарочито простодушны и грубоваты, как и следует в театре, помнящем о ярмарочных корнях. Вальпургиева ночь с ее ведьмами и козлами, черный пудель, видения Фауста, призраки Гектора и Елены Троянской – фигурки теневого театра (наглядно, но, пожалуй, не слишком изобретательно). Актеры, всерьез играющие гетевских персонажей, и их кукольные двойники пытаются извлечь максимум смыслов из своего родства и соседства. Среди лучших моментов тут сцены, где внезапно «уменьшившийся» черт штурмует распростертое тело «большого» Фауста, или Гретхен в тюрьме, которая, отказываясь бежать, предоставляет Фаусту общаться лишь с куклой (живая душа буквально расстается с кукольным телом).

Очевидно, что «Фауст. Сны» – спектакль много слабее «Макбета», от его трогательной провинциальности и некоторой архаичности трудно отмахнуться, но ничто не потеряно, когда у вас есть актриса Лариса Микулич. Это один из самых очаровательных и уж точно самый интеллигентный из всех возможных чертей. Облаченный в алое трико и плащ с ушками (фасончик Бэтмена), Мефистофель Ларисы Микулич поэтичен, лукав, ироничен и неотразимо артистичен, он и в самом деле – «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Большого зла ему все равно не сотворить в одиночку, а сделанное им добро в спектакле явлено вполне однозначно: благодаря выходкам, коварным проделкам, а главное – бесконечным вопросам и провокациям этого любознательного черта человеку становится интересен человек. Тому, кто в зале, – тот, кто на сцене. Фауст проснувшийся и совершивший множество ошибок милее публике Фауста сонного. Все симпатии зрителей на стороне Мефистофеля – просто беда в театре с этой теологией.

Остается лишь пожалеть, что в спектакле, где нашлось место даже для многозначительного ядерного гриба, не сыскалось минутки для исключительно современного образа гетевского Проктофантасмиста – того самого ревнителя морали, который в разгар пляски Вальпургиевой ночи поклялся «не пощадить ни сил своих, ни дней, чтоб извести поэтов и чертей».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5436) от 10.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...