Пробег Кошкина. Рецензия на фильм «Танки»
«СПб Ведомости» оценили новый приключенческий фильм от автора картины «28 панфиловцев» Кима Дружинина.

Фото предоставлено Sarafan PR
Режиссер этой картины Ким Дружинин известен военной драмой «28 панфиловцев», которая вызвала довольно горячие споры. Теперь режиссер продолжил разрабатывать военную тему, не скрывая своей любви к танкам и их создателям.
Кинолетопись подвигов танкистов в нашем кино насчитывает немало прекрасных образцов. Можно вспомнить и телевизионную драму «Главный конструктор» (1980), в которой и был впервые изложен сюжет о невероятном испытательном пробеге двух образцов новых танков, известных впоследствии всему миру как Т-34. Авторы современных «Танков» не скрывали, что знакомы с давней лентой режиссера Владимира Семакова, тем более что ее главным героем как раз и был тот самый Михаил Кошкин, придумавший грозное оружие.
Понятно, что без Кошкина нельзя было обойтись и в нынешней версии истории о танковом пробеге по маршруту Харьков - Москва - Харьков, который состоялся в марте 1940 года. Роль Кошкина сочно и ярко сыграл Андрей Мерзликин, которому хорошо удаются персонажи упрямые, страстные и увлеченные. Таким и стал на экране его конструктор Кошкин. Именно он настоял на совершении этой во многом авантюрной акции, весьма рискованной в силу порядков и обычаев, царивших в сфере обороны и военного дела в предвоенный период нашей истории. Впрочем, современный молодой зритель вряд ли интересуется, как на самом деле принимались решения о производстве той или иной военной техники и в какой строжайшей секретности шел ее выпуск.
Формат приключенческого остросюжетного фильма, о чем заранее предупреждали создатели «Танков», позволил им удачно совместить линию вражеских диверсий с активными эпизодами перестрелок и погонь, которые и составляют фабульный стержень картины. Ведь не показывать же на самом деле в течение полутора часов, как «мчались танки, ветер подымая...» по дороге длиною 750 километров. Зрелище, заметим, получилось, фильм, что называется, смотрится. Зрителям старшего поколения в зале стоит отключить «чертоги разума» и забыть все то, что мы сами знаем о том, как жила страна и как она готовилась к войне. Нам показывают историю рождения легендарной боевой машины, и зрители благодарно (временами даже аплодисментами) встречают творческий порыв авторов «Танков». Особенно в тех ударных эпизодах, где наши берут верх над врагами.
В новом фильме врагов на территории Советского Союза в 1940-м находится на удивление много - от непонятной банды в стиле махновщины, вооруженной обрезами времен Гражданской войны, до группы хорошо обученных немецких диверсантов, открыто мчащихся по дорогам Черноземья на мотоциклах зарубежного производства. Главаря врагов именуют Шульц, и очевидно, что все они, как один, - представители арийской расы с выражением лиц, напоминающим о карикатурных фашистах. Только просчитались их начальники из Третьего рейха: русские танки не боятся не только грязи, но и вообще ничего не боятся. «Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход»... И они идут и, естественно, сметут всех и все на своем боевом пути. Потому что «наши люди мужества полны».
А людей в этой экспедиции не так уж много: кроме самого Кошкина ответственный и решительный лейтенант НКВД (Антон Филипенко), женщина-инженер (Аглая Тарасова) да два водителя опытных образцов танковой техники. Проницательный зритель сразу догадается, что кто-то из них - враг и что найдется среди неожиданных поворотов сюжета место и для любви...
Люди в «Танках» все-таки оказались для создателей фильма важнее машин, поэтому у будущих зрителей возникнут ассоциации не только с известной виртуальной игрой World of Tanks, но и с отечественным кинематографом. Ведь есть очевидное: любой боевой машиной управляет человек. И создает ее тоже человек. История, рассказанная в «Танках», о том, как люди создали технику, благодаря которой в 1945 году наша армия победила.
Материал был опубликован в газете под № 077 (6186) от 03.05.2018 под заголовком «Люди и машины в яростном походе».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6186) от 03.05.2018.
Материалы рубрики
Премьера на Пятом: «Изгой» выходит в эфир 26 марта
Смотрите премьерную серию документального фильма о Викторе Рыбине и Наталье Сенчуковой
«Джон Уик-4», «Три мушкетера». Новинки кино: 23 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии