Про красавцев и людей
«Подавай им красавцев. Глядишь, глядишь кругом, ну, слава богу, думаешь, нет красавцев, все люди как люди. И вдруг откуда ни возьмись красавец тут как тут. И где только они их откапывают?» В Шереметевском дворце открылась выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре».
Если фраки и мундиры в музеях мы видим часто, то домашняя одежда — редкость. В левой части снимка — домашняя куртка Сергея Лемешева.
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
Она не об истории знаменитой пьесы Александра Островского «Красавец мужчина», строки из которой мы процитировали. Выставка - о красавцах, которые в течение почти трех веков блистали на российской сцене. И еще - об их камзолах и жилетах, фраках и кипенно-белых рубашках, фесках и цилиндрах, домашних куртках и халатах.
Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, назвала выставку «путешествием по театральным эпохам». По ее словам, этот проект в какой-то мере продолжает выставку «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века», которая в прошлом году с успехом прошла в Москве в Государственном историческом музее (ГИМ). Продолжает, но не повторяет.
- Наши коллеги сделали акцент на историю моды, разделив экспозицию на три эпохи, три мужских образа - щеголи XVIII столетия, денди пушкинской эпохи и декаденты. Мы решили сделать центром внимания отражение мужской моды на театральной сцене, - объяснила Наталья Ивановна.
По словам Натальи Виноградовой, научного сотрудника ГИМ и куратора московской выставки, идея создать выставку о мужской моде давно витала в воздухе:
- На мой взгляд, сейчас именно мужская мода развивается очень бурно. Многие специалисты отмечают, что показы мужских коллекций часто интереснее, чем дефиле женских моделей. Появляется все больше мужчин, которые щегольски одеты, следят за собой. В крупных городах открываются специализированные магазины, барбершопы. Проект Театрального музея представляется мне очень интересным. Выставка получилась именно театральная, зрелищная, яркая, как спектакль.
Это крупный межмузейный проект. В его создании участвовали ГМЗ «Петергоф», Всероссийский музей Пушкина, библиотеки.
Около 50 подлинных старинных костюмов и деталей мужского гардероба конца XVIII - начала XX веков, использовавшихся во многих спектаклях, предоставил музей Александринского театра. Это вышитые шелком атласные камзолы и бархатные кафтаны, искусно отделанные шнуром венгерки, и роскошные домашние халаты-архалуки, сюртуки и фраки тонкого английского сукна, элегантные жилеты от французских портных. Когда-то в этих костюмах выходили на сцену актеры петербургских императорских театров (не только русской драматической труппы, но и балета, а также петербургской итальянской оперы, французской драмы).
ГМЗ «Петергоф» поделился своей коллекцией бытовых вещей.
- У нас очень хорошее собрание подобных мелочей, - рассказала на вернисаже директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. - Я не могу не отдать должное своему предшественнику на посту директора Вадиму Валентиновичу Знаменову, при котором начали собирать эти вещи, покупая в антикварных магазинах. Когда-то они стоили копейки, а сейчас бесценны как уникальный пласт истории бытовой культуры.
Камзолы, кафтаны и сменившие их позже фраки - спору нет, интересны. Но все же мы довольно часто видим подобные вещи на выставках. А вот всевозможные мелочи - аксессуары, украшения - это редкость. Просто загляденье! Чего стоит принадлежавший знаменитому артисту Александринского театра Владимиру Самойлову золотой перстень в виде кошки с бриллиантовыми глазками.
На шелковую, шитую бисером, шапочку-феску смотришь с особым уважением - она ведь принадлежала самому Михаилу Глинке! В витрине - фотография композитора в этой самой феске. Домашние вещи знаменитых артистов как-то убеждают в том, что и звезды, завораживающие своим искусством на сцене, всего лишь люди из плоти и крови. Им тоже иногда требуется отдых. В экспозиции рядом с фотографией блистательно красивого оперного певца Сергея Лемешева в гриме Ленского - домашняя куртка артиста: темно-зеленая, с вышитыми золотыми узорами. И, конечно, вне конкуренции по красоте парчовый халат Федора Шаляпина, который получил его в дар от эмира бухарского.
А предметы туалета! На выставке есть все, что украшало столик Евгения Онегина и так подробно описано Пушкиным, включая флаконы для духов, маникюрные ножницы, таинственные приспособления для чистки ногтей и ушей, коробочку для пудры (!). Есть даже мужская ночная ваза.
Наусники из шелка, которые надевали перед сном, я видела только в фильме «Восточный экспресс». Они принадлежали, разумеется, Эркюлю Пуаро. Еще одна редкость, ушедшая из нашего быта, - шерстяные гамаши.
Выставка хороша тем, что ее можно не только смотреть, но и читать. Рядом с предметами - подробные пояснительные тексты.
Казалось бы, сегодня мужчины не так трепетно относятся к своему внешнему виду. Даже очень богатые люди одеваются небрежно, носят джинсы и футболки. Красавцы перевелись? К счастью, нет. В этом убеждает «черно-белый» зал, открывающий выставку. Там мы видим галерею фотопортретов знаменитых актеров и режиссеров второй половины XX - начала XXI веков: от Николая Черкасова, Георгия Товстоногова, Аркадия Райкина до Олега Меньшикова и Данилы Козловского. Фотографии созданы Валерием Плотниковым и Валентином Барановским.
Валерий Плотников присутствовал на вернисаже, и мы не могли не спросить у него, что же делает мужчину красавцем.
- На мой взгляд, на образ красавца мужчины «работают» стиль, изысканность, хорошие манеры, - рассказал знаменитый фотограф. - Мне повезло: я помню потрясающих, уникальных людей, которые, скажем так, «донашивали» образ стильного мужчины. У них была прямая спина, они могли изящно склонить голову в поцелуе дамской ручки, а не тянуть ее к себе. Они носили шляпы наискосок... Я и сегодня знаю достойных людей, замечательных актеров, которые культивируют в себе стиль, воспитывают вкус. Я снимал многих изысканных, стильных мужчин - например, Олега Меньшикова, Леонида Ярмольника, Олега Янковского.
Комментарии