Про маньяка и любовь

То, что «Первый канал» умеет раскручивать любой эфирный продукт, доказывать никому не надо. Каждую неделю мы наблюдаем рекламные опыты над аудиторией. Однако то, как наращивались зрительские ожидания в отношении нового сериала под коротким названием «Метод», в свое время напишут курсовые и дипломные работы будущие пиар-специалисты. При этом заметим, что главным лицом кампании стал исполнитель главной роли Константин Хабенский. Тогда как режиссер Юрий Быков, талантливо напустивший мрака в атмосферу долгоиграющего фильма, остался на периферии рекламных ухищрений.

Про маньяка и любовь | ФОТО simone meskolin/shutterstock.com

ФОТО simone meskolin/shutterstock.com

Редкость показа (в каждое воскресенье) искусственно подогревает ожидания: хочется поскорей увидеть, что случится с главным героем – следователем Меглиным после того, как он разоблачит очередного маньяка и осуществит акт возмездия. Творит справедливость он не в одиночку. По воле авторов ему в напарницы определена молодая стажерка Есеня (Паулина Андреева), которая никак не может определиться в своих отношениях с наставником. Однако она схватывает все на лету и... Стоит немного притормозить рассказ о сути отношений центральной пары персонажей, ибо показ «Метода» продолжается. И развязка сюжетных узелков, будто бы специально запутанных сценаристами, ожидается по мере приближения Нового года.

Усложненная фабульная конструкция сего «готического сериала» выглядит нарочитой. Два странных следователя (одного из них играет сам Юрий Быков) почему-то допрашивают Есеню на предмет личности Меглина. Что позволяет сохранять некое единство действия, меняя обстоятельства в рассказе стажерки о кровавых деяниях того или иного маньяка. Таковых набралось на целую дюжину серий. Режиссер уверял, что ни один эпизод в его мини-эпосе о жестокости человеческой природы не выдуман и все сюжеты взяты из реальных уголовных дел 1970 – 1980-х годов (естественно, с поправкой на современность). Смысл же сериала в одном из интервью он определил кратко: про маньяка и любовь. При этом после просмотра большинства серий «Метода» понимаешь, что и сам Меглин – маньяк. Он так эффектно «расшифровывает» модус операнди преступников, потому что сам одержим такими же страстями.

Проявления ненормальности Меглина сыграны Константином Хабенским на пределе актерских возможностей. Его герой сталкивается с изощренными формами насилия. Мастер острого социального анализа режиссер Юрий Быков умело сплел рисунок психопатологии обыденной жизни, порождающей маниакальные желания и жестокие поступки, с тем социумом, который окружает его персонажей. Здесь значимо все – от деталей быта и поведения того или иного персонажа до эффектных приемов арт-хаусного кино. Такое ощущение, что вполне узнаваемые и социально конкретные персонажи из предыдущих картин режиссера «Майор» и «Дурак» перешли от эмоциональных и рефлекторных порывов души к осознанной и продуманной системе их удовлетворения. Плоть побеждает дух, и физиология берет верх над разумом.

Мрачноватая и впечатляющая зрелищность «Метода» порою кажется самоцелью, но баланс выдержан. Все-таки в постоянной сменяемости экранных маньяков есть свои преимущества для зрителей: ни один из этих монстров не живет в сюжете более одной серии (кокетливо названных в титрах «уроками»). Но вопросы, как домашние задания, после таких «уроков» все же остаются...

Если это уроки по ОБЖ, то конкретных рекомендаций, кроме того, что детям опасно гулять в темном лесу в одиночку, зрители «Метода» вряд ли получат. Если же это урок-назидание на тему, что любой человек может превратиться в маньяка, то каково может быть противоядие против таких опасных трансформаций? И в конце концов в чем же состоит суть самого метода Меглина? Сомнения, версии, догадки мучают сознание зрителей «Метода» вот уже почти два месяца. Скоро должна наступить развязка, и мы узнаем мрачную тайну. Но все же ответы на вопросы хочется получить побыстрее. А то ведь скоро станем вздрагивать от любого шума. Поневоле начнешь напевать, как в той самой песне: «В подворотне нас ждет маньяк»... Страшно... Утекаем...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?