Про движение вверх российской киноиндустрии

Кинорежиссер и продюсер Сергей Сельянов встретился с журналистами в ТАСС, чтобы поделиться своими размышлениями о состоянии отечественной киноиндустрии, продвижении и прокате фильмов в России и за рубежом и о том, почему в кино миф важнее факта, а попытка передвинуть дату выхода фильма «Паддингтон-2» была лишена смысла.

Про движение вверх российской киноиндустрии | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Но сперва он выслушал поздравления присутствующих - фильм Клима Шипенко «Салют-7», одним из продюсеров которого был Сельянов, получил на днях кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм года».

По словам Сергея Сельянова, российская киноиндустрия развивается быстрыми темпами.

- Можно сказать, что наше кино - чемпион по темпам роста, - сказал продюсер, дополнив, что если бы все производственные отрасли развивались столь стремительно, «мы жили бы уже в совсем другой стране». Успешность киноиндустрии в финансовом отношении определяется в основном по сборам в кинотеатрах. С 2009 года (несмотря на два экономических кризиса) сборы росли приблизительно на 13 - 14 процентов в год. Есть чем гордиться.

Востребованы наши картины и на международном рынке: в последние три-четыре года они продаются в десятки стран мира. Речь идет, как подчеркнул Сергей Сельянов, именно о так называемом зрительском кино, рассчитанном на массовую аудиторию. Потому что российское авторское кино - статья особая, к нему в мире всегда был интерес соответствующей аудитории. Со зрительским же такого не происходило в течение многих лет. Сейчас наблюдается прорыв. По мнению продюсера, добиться определенного успеха помогло создание Фонда кино в 2009 году.

Что касается зрительских предпочтений, то, по словам продюсера, нет заметной разницы между запросами российской публики и зарубежной. Непонятна может быть лишь «национальная комедия», обыгрывающая какие-то определенные реалии той или иной страны.

Одна из главных проблем отечественного кино - все та же: недостаток финансирования.

- Сейчас на развитие кино выделяется примерно 3 миллиарда рублей в год, - заявил продюсер. - Это примерно четверть бюджета какого-нибудь американского большого фильма вроде «Выжившего» с Леонардо Ди Каприо. У нас любят сравнения с СССР - по разным поводам. Если перевести тогдашние цены в нынешние, то в кинопроизводство правительство вкладывало примерно 66 миллиардов рублей в год. Сейчас - 3 миллиарда на зрительское кино и примерно 1,5 - 2 - на документальное, авторское, дебюты. И эта сумма не менялась с 2009 года, хотя, как известно, рубль с тех пор сильно упал. А мы вынуждены покупать за границей все техническое оснащение, в бюджете любого фильма присутствует валютная составляющая...

Был задан вопрос о фильме «Движение вверх», который необычайно популярен у зрителей, но который обвиняют в искажении фактов (фильм основан на реальных событиях, в нем рассказывается о судьбах реальных людей). Допустимо ли это? Не стоит ли при создании фильмов обращаться к консультантам, экспертам?

- Не забывайте, что фильм - это прежде всего художественное произведение, - парировал Сергей Сельянов. - Даже в документальном кино создатели могут иногда отступить от фактов. Часто это делается, как ни странно, именно ради усиления эффекта документальности, достоверности. Поймите, что кино - это сказки, мифы. «Над вымыслом слезами обольюсь...» А над фактом - далеко не всегда. Искусство обращается прежде всего к чувствам человека, а не к его голове. Если фильм сделан бездарно, но точно следует фактам, кому он будет нужен? А «Движение вверх» затронуло чувства многих людей.

Сергей Михайлович прокомментировал и недавний скандал с попыткой Министерства культуры задержать выход в прокат картины «Паддингтон-2».

- Действительно, года полтора назад Министерство культуры оформило свое право на выдачу прокатных удостоверений с определенной датой, - пояснил продюсер. - Сделано это было для защиты интересов российского кино. В принципе подобным регулированием и протекционизмом занимаются в той или иной мере во всех странах, и чемпион по защите собственного рынка - Америка. Но пытаться отложить выход на экраны «Паддингтона» ради поддержки отечественной картины «Движение вверх» было совершенно не нужно. Если бы Минкульт посоветовался с нашей Ассоциацией продюсеров, мы бы сразу сказали об этом и обошлось без скандала. Ведь сразу было ясно, что успеху «Движения вверх» не помешал бы даже, скажем, выход в прокат «Аватара-2»...

#Сергей Сельянов #киноиндустрия #прокат

Комментарии