«ПроТоАрт» превратил Манеж в город будущего

В «Манеже» состоялся второй «ПроТоАрт» - действо с участием музыкантов, видеохудожников, перформеров и публики. Задуманный как антифестиваль, где главное - импровизация, а не выступления по заданной программе, он показал: и импровизации надо тщательно готовить.

«ПроТоАрт» превратил Манеж в город будущего | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Сразу оговоримся, «ПроТоАрт» - гостевой для «Манежа» проект. Крупнейшее выставочное пространство Петербурга предоставляет возможность показать себя тем, кто не имеет собственных залов и выхода к широкой публике. В названии «действа» заключена игра слов. Это и вопрос, про что же на самом деле искусство, и утверждение, что публика увидит и услышит то, что предшествует законченному произведению.

Алексей Плюснин, музыкант, продюсер и идеолог «действа», работал с Сергеем Курехиным и его «Популярной механикой». По словам Плюснина, в шоу оркестра главным был свободный дух импровизации. У Курехина существовал сценарий, но музыканты от него часто отступали. Для «ПроТоАрта» главное - самоотверженное творчество, и неважно - ты профи или человек, случайно зашедший с улицы.

Первый «ПроТоАрт» состоялся в 2017 году. Было много драйва, импровизации и большого интереса публики к новинке. «Манеж» за два вечера посетили 12 тысяч человек. Для второго раза организаторы решили создать сложный сценарий.

В манежном аванзале должна была состояться шахматная партия, где фигурами выступили живые музыканты, а игроками - две компьютерные программы. «Съеденные» фигуры должны были проходить через весь «Манеж» и там выступать соло в высоких «клетках».

Но оркестр шумовой музыки, которому предписывалась роль белых фигур, сразу воспротивился статичности действа и стал «наяривать» свою музыку. «Черные фигуры» - классические музыканты со скрипками и фаготами - даже не пытались соперничать с шумовиками.

В итоге пустующую клетку для «съеденных» занял мощный ударник, который перекрыл лекцию Михаила Трофименкова. Вдобавок в показ фильмов, подготовленный кинокритиком, пришлось врезать ролики арт-группы «Синие носы». Ее выступление планировалось вживую, но служба безопасности «Манежа» запретила (и правильно сделала) использование пиротехники.

Что касается других участников действа, то перформанс «12 оттенков скуки» оправдал свое название. Другой перформанс, изображавший вечеринку с бананами и караоке, затянулся почти на три часа, в его финале зрителей оказалось меньше, чем участников.

Многоэкранная видеоинсталляция Сони Нелюбиной и Юрия Элика, созданная как клубный дизайн, стала площадкой для массовых селфи. Может, так и было задумано, но не обидно ли авторам? В произведениях саундара (авторы Игорь Поцукайло, Сергей Филатов и другие) не хватало образа. Если три молоточка ударяют по 12 струнам по программе, заданной генератором случайных чисел, то это еще не искусство. Хотя под определение «прото-арт» попадает.

В этом контексте выигрышно смотрелся скульптор Павел Игнатьев (на снимке), который своими руками перелопатил тысячу литров сырой глины, чтобы построить «Гелиополис» - город Солнца. Ручное в эпоху виртуального - само по себе сильный образ.

Подведем итоги. Действо заслуживает продолжения, но необходимо сделать посетителей «Манежа» его участниками, а не пассивными зрителями.

Материал был опубликован в газете под № 132 (6241) от 24.07.2018 под заголовком «Про что нынче арт?».

#манеж #антифестиваль #искусство

Комментарии