«ПроТоАрт» превратил Манеж в город будущего

В «Манеже» состоялся второй «ПроТоАрт» - действо с участием музыкантов, видеохудожников, перформеров и публики. Задуманный как антифестиваль, где главное - импровизация, а не выступления по заданной программе, он показал: и импровизации надо тщательно готовить.

«ПроТоАрт» превратил Манеж в город будущего | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Сразу оговоримся, «ПроТоАрт» - гостевой для «Манежа» проект. Крупнейшее выставочное пространство Петербурга предоставляет возможность показать себя тем, кто не имеет собственных залов и выхода к широкой публике. В названии «действа» заключена игра слов. Это и вопрос, про что же на самом деле искусство, и утверждение, что публика увидит и услышит то, что предшествует законченному произведению.

Алексей Плюснин, музыкант, продюсер и идеолог «действа», работал с Сергеем Курехиным и его «Популярной механикой». По словам Плюснина, в шоу оркестра главным был свободный дух импровизации. У Курехина существовал сценарий, но музыканты от него часто отступали. Для «ПроТоАрта» главное - самоотверженное творчество, и неважно - ты профи или человек, случайно зашедший с улицы.

Первый «ПроТоАрт» состоялся в 2017 году. Было много драйва, импровизации и большого интереса публики к новинке. «Манеж» за два вечера посетили 12 тысяч человек. Для второго раза организаторы решили создать сложный сценарий.

В манежном аванзале должна была состояться шахматная партия, где фигурами выступили живые музыканты, а игроками - две компьютерные программы. «Съеденные» фигуры должны были проходить через весь «Манеж» и там выступать соло в высоких «клетках».

Но оркестр шумовой музыки, которому предписывалась роль белых фигур, сразу воспротивился статичности действа и стал «наяривать» свою музыку. «Черные фигуры» - классические музыканты со скрипками и фаготами - даже не пытались соперничать с шумовиками.

В итоге пустующую клетку для «съеденных» занял мощный ударник, который перекрыл лекцию Михаила Трофименкова. Вдобавок в показ фильмов, подготовленный кинокритиком, пришлось врезать ролики арт-группы «Синие носы». Ее выступление планировалось вживую, но служба безопасности «Манежа» запретила (и правильно сделала) использование пиротехники.

Что касается других участников действа, то перформанс «12 оттенков скуки» оправдал свое название. Другой перформанс, изображавший вечеринку с бананами и караоке, затянулся почти на три часа, в его финале зрителей оказалось меньше, чем участников.

Многоэкранная видеоинсталляция Сони Нелюбиной и Юрия Элика, созданная как клубный дизайн, стала площадкой для массовых селфи. Может, так и было задумано, но не обидно ли авторам? В произведениях саундара (авторы Игорь Поцукайло, Сергей Филатов и другие) не хватало образа. Если три молоточка ударяют по 12 струнам по программе, заданной генератором случайных чисел, то это еще не искусство. Хотя под определение «прото-арт» попадает.

В этом контексте выигрышно смотрелся скульптор Павел Игнатьев (на снимке), который своими руками перелопатил тысячу литров сырой глины, чтобы построить «Гелиополис» - город Солнца. Ручное в эпоху виртуального - само по себе сильный образ.

Подведем итоги. Действо заслуживает продолжения, но необходимо сделать посетителей «Манежа» его участниками, а не пассивными зрителями.

Материал был опубликован в газете под № 132 (6241) от 24.07.2018 под заголовком «Про что нынче арт?».

#манеж #антифестиваль #искусство

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.