В Корпусе Бенуа поселился «призрак» Карла Маркса

Русский музей умеет делать неожиданные, рассчитанные на повышенное внимание публики, проекты. На сей раз он развернул в залах Корпуса Бенуа выставку с провоцирующем названием - «Карл Маркс навсегда».

В Корпусе Бенуа поселился «призрак» Карла Маркса  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения автора «Капитала». Русский музей решил отметить дату, причем не в одиночку, а в компании с Российским архивом социально-политической истории, Музеем политической истории, частными коллекционерами.

Как говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, пришла пора спокойно, без отрицания и резких высказываний пересматривать искусство, учитывая контекст, в котором оно создавалось.

Сразу надо сказать, что выставка не о жизни и деятельности Карла Маркса, а о том, как его изображали в нашей стране в разные периоды истории. Повествование строится хронологически - от торжества культа личности основоположника марксизма до наших дней, когда каждый обратившийся к его фигуре художник волен трактовать ее по-своему. Предметы быта, фотографии, документы, произведения социалистического реализма и работы современных авторов уживаются между собой и создают общую картину.

Изображения вождей на заре советской власти активно культивировались. Все знали, как выглядел Владимир Ильич с детских лет, когда он маленький с кудрявой головой бегал в валенках по горке ледяной, и в прямом смысле слова до гробовой доски. Карла Маркса, естественно, никто в глаза не видел. Художники изображали его, пользуясь несколькими фотографиями. Как следствие, без конца варьировалось самое очевидное - борода и пышная прическа. Вождь не старел и не менялся. Интересно, что и на скульптурном портрете, отлитом правнуком философа Карлом-Жаном Логне с посмертной маски знаменитого предка, те же узнаваемые черты.

Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в 1920 году, отмечал, что портреты, бюсты и статуи Маркса бросались ему в глаза всюду. Изображение вездесущей бороды раздражало писателя настолько, что ему неудержимо захотелось обрить философа.

Самого первого «русского Маркса» по просьбе Российской социал-демократической рабочей партии еще в 1905 году создала ученица Родена Анна Голубкина. С него и начинается выставка. Выдающийся отечественный скульптор сочувствовала революционному движению. Портрет удался, его неоднократно отливали в бронзе. Гипсовые отливки продавали, прибыль пополняла партийную кассу.

Замечательный живописец Николай Фешин был далек от политики, но и он написал два портрета Маркса. Изображение в полный рост создавалось в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, ему была суждена бурная жизнь. Портрет выставлялся на собраниях, митингах, конференциях. Как свидетельствуют современники, однажды он демонстрировался на одной из площадей в качестве украшения первомайской демонстрации. Талантливый портретист Фешин не мог обойтись фотографией. Для работы ему были предоставлены не только материалы, но и статный натурщик из военнослужащих. Художник «сочинил» собственного Маркса, дополнив фотографию психологическими чертами модели.

Интерес к личности Карла Маркса и его идеям до сих пор не иссякает, в том числе и у художников. Переосмысливая его деяния, современные авторы демонстрируют в основном игру ума и чувство юмора. Дмитрий Шагин показывает, как «Митьки уговаривают Карла Маркса не писать «Капитал». Дмитрий Грецкий и Евгения Кац дополняют сюжет Ван Гога «Едоки картофеля» еще одним персонажем, нетрудно догадаться каким. Завершает беглый обзор «жизни после смерти» Карла Маркса в России живописно-архитектурный объект «Капелла Марксизма», выполненный группой «Колдовские художники» с помощью привлеченных ими коллег.

На выставке множество предметов с изображением Маркса - знамена, ковер, чернильницы, бутылки, кружки, футболки. И только одна вещь - рабочее кресло, философу принадлежавшее. Родственники Маркса передали его с прочими ценными вещами и документами в Музей К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве, откуда коллекция поступила в Российский государственный архив социально-политической истории.

#выставка #Русский музей #корпус Бенуа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Призрак в Корпусе Бенуа».


Комментарии