Призрак свадебного торта

В кинотеатре «Аврора» в рамках известного культурного проекта Theatre HD, показывающего зарубежные спектакли на экранах, состоялась премьера «Больших надежд» по одноименному роману Чарльза Диккенса, поставленному в театре «Водевиль» режиссером Грэмом Маклареном.

Призрак свадебного торта | На фото три актера, но два персонажа: Пол Найвисон (в центре) играет взрослого Пипа, Тэйлор Джей-Дэйвис – его же в молодости, но Эстелла (Грейс Роу) продолжает мучить обоих.ФОТО theatrehd.ru

На фото три актера, но два персонажа: Пол Найвисон (в центре) играет взрослого Пипа, Тэйлор Джей-Дэйвис – его же в молодости, но Эстелла (Грейс Роу) продолжает мучить обоих.ФОТО theatrehd.ru

«Большие надежды» – один из самых популярных романов Диккенса. Он перенес множество экранизаций – от знаменитой классической Дэвида Лина (1946) до новейшей Майка Ньюэлла (2012). Были и сериалы, и произведения «по мотивам» – например, отличный фильм Альфонсо Куарона (1998), где действие было перенесено в современность.

Но как бы ни страдал милейший юный Пип, смертельно влюбленный в прекрасную и жестокую Эстеллу, какой бы захватывающей ни была история о нищем мальчике, из которого зловещий, но щедрый каторжник решил сделать «настоящего джентльмена», и каким бы невероятным ни выглядел диккенсовский Лондон, город мрачных тайн и бессердечных судейских клерков, «Большие надежды» почти наверняка остаются в памяти читателя и зрителя пространством, где безраздельно властвует мисс Хэвишем.

Вечная покинутая невеста, иссохший призрак былых надежд, годами не выходящая из старого темного особняка, где в затянутой паутиной гостиной все еще накрыт стол, посреди которого возвышается свадебный торт, покрытый плесенью и кишащий мышами и пауками. Этот невероятный образ вдохновлял многих, в том числе – режиссеров. В театре «Водевиль» от стал ключевым.

Спектакль Макларена – произведение технически и стилистически совершенное (и расплачивающееся за свои совершенства некоторой монотонностью). Там все сценические детали и все персонажи, как из «рукава гоголевской шинели», вышли из истлевшего торта мисс Хэвишем. Режиссер не стал устраивать контраста между реалистичностью бытовых сцен и фантастичностью видений зловещего особняка, и он во многом прав, Диккенс много сложнее «критического реализма». В этом спектакле все – только призраки. С набеленными лицами, запавшими глазами, густо намалеванным румянцем или смертельной бледностью, все как один с черными ногтями, резкой пластикой, отчаянными интонациями и выспренними манерами оживших кошмаров.

Они появляются словно из ниоткуда (работа со светом технически безупречна): проходят сквозь стены, изредка зависая в разломах, тихонько материализуются у очага, смешиваются с портьерами, сама же мисс Хэвишем (Пола Уилкокс), разумеется, является непосредственно из потухшего камина. Неважно, настроены эти духи прошлого враждебно или миролюбиво – они неизменно пугают, даже если это добрейший кузнец Джо Гарджери (Джош Элвелл). Прошлое, полное разбитых надежд, больших и малых, не может не тревожить человека, наделенного воображением.

А воображением диккенсовский Пип, несомненно, не обделен:

поэтому единственным «нормальным» персонажем спектакля (с естественным гримом и бытовыми реакциями) становится «взрослый Пип» (Пол Найвисон). «Юный Пип» (Тэйлор Джей-Дэйвис) – такой же раскрашенный призрак, как и прочие. Формуле «я уже не тот, что в молодости» тут найдено буквальное соответствие. Взрослый Пип – рассказчик, он присутствует при каждой сцене, иногда «зеркаля» мизансцены и проговаривая реплики вместе со своим юным двойником, но ни вмешаться, ни изменить ход событий, ни – самое заветное – дотянуться рукой до Эстеллы (Грейс Роу) ему не дано. Собственно, стоит ему почти коснуться ее пальцев в финале, как видения исчезают и спектакль заканчивается.

Известно, что Чарльз Диккенс и сам частенько общался с призраками своих персонажей: малютка Нелл из «Лавки древностей» то и дело вертелась под ногами, а от миссис Гамп из «Мартина Чеззлвита» ему и вовсе приходилось отбиваться – так он объяснял друзьям и родственникам некоторые странности собственного поведения. И никто не посмел счесть это психическим расстройством или болезнью творческого воображения: в лучших диккенсовских персонажах и вправду подозрительно много жизни. Но на театральной сцене бытовое жизнеподобие, привычная иллюзия реальности убили бы этот странный эффект, и решение Грэма Макларена – дать вдохновенный и жестокий образчик гротеска – было исключительно точным.

На современной сцене эта эстетика кажется позаимствованной из фильмов ужасов, ироничных фантазий Тима Бертона, насмешливой и жестокой «Американской истории ужаса» или мрачных телевизионных стилизаций под «бульварное чтиво» Викторианской эпохи. На самом деле все наоборот – это экранные искусства позаимствовали стилистику у сцены. Парижский «Гран Гиньоль» и куда менее известные, но более многочисленные лондонские «театры ужасов» (где совершались «настоящие» убийства, щедро лилась кровь из клюквенного сока, вампиры пожирали жертв, а девы страдали от нападения коварных демонов) заставили публику полюбить свои страхи.

В Петербурге «театром ужасов» был Театр на Литейном (и в начале 90-х годов прошлого века он даже не без успеха пытался возродить свою мрачную и шикарную репутацию). В театральном зале или крошечном балагане, в непосредственной близости от материализующихся кошмаров зритель чувствовал себя взбудораженным и защищенным одновременно, а актеры, не скованные принципом правдоподобия, изощрялись в гротескных эскападах.

В «Больших надеждах» театра «Водевиль» нет (да и быть не может) потоков бутафорской крови – есть лишь вполне натуральный пожар в доме мисс Хэвишем, а главное – острое предчувствие несчастья. Но современной постановку Макларена парадоксальным образом делает как раз обращение к старой эстетике. Сентиментальному Диккенсу он предпочел Диккенса пугающего. Никакой ужасающий Джек Потрошитель (постоянный персонаж балаганных шоу) не сможет тягаться в жестокости с «духом прошедшего Рождества» и его дарами в виде разбитых сердец и обманутых надежд.

В спектакле нет даже намека на счастливый финал: призрачная Эстелла «растворяется» где-то в камине (взгляд камеры пристальнее – сценическое действие, надо полагать, шокирует публику еще сильнее). А «взрослый Пип» остается один в темном доме: его иллюзии будущего слишком сильно были связаны с кошмарами прошлого. Расставаться приходится одновременно – и с теми и с другими.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5402) от 19.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...