Призрак оперы в Ораниенбауме

ГМЗ «Петергоф» представил в Картинном доме Ораниенбаума новое мультимедийное шоу «Рождение русской оперы.1755». Это очередной пример успешного сотрудничества музея-заповедника и студии «Шоу Консалтинг» под руководством Глеба Фильштинского. Первый совместный проект датирован прошлым годом и назывался «Государевы потехи».

Призрак оперы в Ораниенбауме | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На этот раз в центре внимания – великий князь Петр Федорович, большой любитель искусства, сам человек одаренный и отзывчивый к нуждам всяческих искусств. Именно по его распоряжению в Ораниенбауме был открыт «Картинный и оперный дом», где регулярно давали оперы итальянского композитора Франческо Арайи. Об этом поведал гостям видеоряд, созданный высококлассными специалистами. Впрочем, это не замена экскурсии, но ее продолжение, интерактивная часть постоянной экспозиции.

«Я – старый оперный зал...» – говорил местный «призрак оперы» голосом Олега Басилашвили. Он вел подробный и неспешный рассказ о том, как все здесь было устроено. На экране сменяли друг друга механизмы и приспособления (Петра Федоровича чрезвычайно интересовала вся эта инженерия), звучали имена итальянских умельцев. Они придумали, как всю эту чудо-технику применить, чтобы создать иллюзию правдоподобия (основой сценической композиции послужили эскизы театрального художника Джузеппе Валериани). Тогда в театре и в жизни ценились достоверность, и сколько ради нее предпринимали усилий! Гром гремел, земля стонала, с потолка лились струи дождя; герои неожиданно появлялись и так же неожиданно исчезали в клубах дыма или в разверзающейся под ногами пропасти...

Местный «призрак оперы» комментировал каждый художественный прием, к которому прибегали тогдашние технологи, режиссеры, артисты. Кстати, про артистов тоже было сказано несколько слов – дело в том, что в Ораниенбауме Петр Федорович открыл оперную и актерскую школы, откуда вышли талантливые исполнители (лучших Олег Басилашвили перечислил). Отдельно он отметил оперу «Цефал и Прокрис» все того же Франческо Арайи, либретто которой написал поэт Александр Сумароков. Это была первая опера на русском языке. Ее фрагменты прозвучали в исполнении Российского ансамбля старинной музыки и «Солистов Екатерины Великой». Это действо длится только двадцать минут. Зато сколько любопытной информации удалось почерпнуть за столь непродолжительное время! Например, знаете ли вы, что «машина ветра» состояла из ребристого цилиндра и грубой ткани... Декорациями служили живописные холсты, позволявшие на очень маленькой сцене создавать иллюзию огромного пространства. На самом деле здесь требовалось лишь отличное знание законов перспективы.

«Новое и подлинное должны существовать рука об руку», – сказала директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая как будто в ответ на мелькнувшую в голове мысль: этаким образом можно заменить труды экскурсоводов. Однако ничто не сравнится с возможностью услышать из уст знающих людей о том, как доставались владельцу дома все эти вещи и как оказались в России многочисленные картины итальянских мастеров того времени. И уже потом, дослушав до конца музейного сотрудника, оказаться внутри оперного зала и погрузиться в минувшую эпоху.

Любовь к музыке и к живописи князю привил его учитель, немец Якоб Штелин, с ним он советовался, формируя коллекцию картин – всего около пятисот работ итальянских и русских художников. Этот же преданный великому князю человек научил его игре на музыкальных инструментах – особенно Петру Федоровичу удавалась игра на скрипке. Известно, что он сам принимал участие в музыкальных салонах в своем Оперном доме.

Завершился вечер в Белом зале Большого петергофского дворца, Здесь сыграли музыкальную балладу «Ленора» Иоганна Рудольфа Цумштега на стихи немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. Три года назад в одной из частных коллекций Петербурга был обнаружен клавир баллады конца XVIII века, ранее считавшийся утерянным. Музыковеды установили, что он принадлежал королю Пруссии Фридриху Вильгельму III и попал в Россию с архивом его дочери императрицы Александры Федоровны. В нашей стране баллада была невероятно популярна – особенно ее вольные переводы «Людмила» и «Светлана», сделанные В. А. Жуковским. В 1831 году по просьбе императрицы Жуковский осуществил дословный перевод для постановки на сцене Императорского Александринского театра. Но премьера «Леноры» при русском дворе так и не состоялась. Спустя два века концертная постановка прошла в Москве, Петербурге и Роттердаме.

Но именно теперь «Ленора» впервые была исполнена на языке оригинала силами солистов Мариинского театра. А уникальный рукописный клавир XVIII века был торжественно передан ГМЗ «Петергоф».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5494) от 07.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?