
Привыкнем к новой красоте?
В Большом зале Филармонии состоялась премьера трех песен для женского хора с оркестром, написанных молодым композитором Настасьей Хрущевой (ее принято представлять как любимую ученицу Сергея Слонимского) по заказу Санкт-Петербургской филармонии в рамках программы поддержки молодых композиторов. Три песни объединены общим названием «Красота». Авторское предисловие к премьерному исполнению Настасья Хрущева завершила словами: «...Встреча с красотой – это всегда травма, а ее переживание – контузия».

Фото Марии Слепковой.
Знакомство с новейшей музыкой нередко травмирует душевные струны любителей классики. Чтобы травма от встречи с «новой красотой» была не столь болезненной... надо чаще встречаться. В искусстве все почти как в жизни: понять и принять легче то, к чему привык.
Настасья Хрущева, судя по всему, задумала воспитать в петербургских зрителях привычку к новой музыке. В свои 27 лет она – единственная из нового поколения композиторов – не пожелала быть в тени исполнителей-звезд и, уже можно сказать, сама стала звездой. Она получила премию «Прорыв» за то, что вывела личность композитора на авансцену драматических подмостков, сочинив и исполнив музыку к спектаклям Андрея Могучего в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но не менее важный прорыв в ее карьере – абонемент «Новые мелодии для фортепиано» в Зале Прокофьева второй сцены Мариинского театра. На своих лекциях-концертах Настасья прививает публике вкус к новой красоте.
Накануне филармонической премьеры Хрущева выступила в Мариинском-2 с программой сочинений современников, в том числе написанных в прошлом году. За один час она попыталась оправдать странности новой музыки – и артистично справилась с задачей. Внимательные слушатели поняли, что новая музыка, как новая поэзия, позволила себе быть странной, нескладной, неправильной, немелодичной.
«Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». Эти слова писателя Венедикта Ерофеева стали лейтмотивом фортепианного вечера.
Действительно, растерянность – одно из главных качеств современного человека: он застрял на перепутье, не может выбрать между тем, что диктует ум, которому навязывали обывательские ценности, и подсказывает сердце.
Пространство культуры тоже расставляет ловушки – порой вообще не понятно, что и где тут искусство. Настасья Хрущева постаралась обнаружить в современной музыке это состояние неопределенности и попыталась объяснить, как распознать в ней настоящее.
Завершилась гламурная эпоха уверенных и веселых, настало время грустных и растерянных. Настасья Хрущева изящно рушит стереотипы и лукаво высмеивает общепринятые суждения. Она зажгла в петербургской музыкальной культуре ту задорную искорку, которой в свое время не давал погаснуть Сергей Курехин.
На концерте в Мариинском-2 новые мелодии для фортепиано периодически сменялись пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Все любящие музыку знают чувство упоения, возникающее, когда слушаешь или играешь эти мелодии. А вот новая музыка доставляет не упоение, но «уязвление». Настасья Хрущева говорит: «Красота должна уязвлять».
В начале концерта пианистка играла ритмичную мелодию Сергея Загния и тихонько напевала цитату, которой ее сопроводил автор: «Не торопись, Чапаев, ведь в спешке счастья не бывает никому и никогда». Настасья Хрущева назвала современника, растерянного и грустного, «новым Вертером», когда исполнила три из «Шести сентиментальных мелодий» Юрия Красавина. «На смену агрессивности приходит новая сентиментальность», – уверена она.
Каждый из композиторов, произведения которых вошли в программу, в своем творчестве отразил характерные черты новой музыки и нового искусства в целом: новая мемориальность (Хельмут Лахенман) – так Настасья Хрущева назвала интерес современников к старым, бедным, ржавым вещам, «расшатанным стульям-инвалидам»; новый мелодизм (Алексей Шмурак), новый дилетантизм (Кирилл Широков, писавший свой цикл «Каждодневные мелодии» на салфетках), новая медленность и новая сентиментальность... «Сентиментальность его вальса кажущаяся, она легко поддается деконструкции. Он говорил: «Вещи звучат по-другому, если вы их слышите больше одного раза», – говорила пианистка, перед тем как исполнить «Ментальный вальс» Петра Ильича Чайковского. Вот кто, оказывается, был предвестником нового сентиментализма.
Свое произведение, которое так и называется, «Медленно и неправильно», Настасья Хрущева исполнила в завершение концерта. Ритмичная, озорная пьеса, ни одного медленного пассажа. В наш век перевернутых смыслов за каждым словом скрывается подвох.
Через несколько дней в Филармонии композитор продолжила разговор о поэтике медленного и неправильного.
«Вместо музыки о том, какой я умный, приходит музыка о том, как я жалок и смешон... Новая музыка – восторженная песнь о несовершенстве этого мира», – предупредила Настасья Хрущева.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5388) от 30.01.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии