Привыкнем к новой красоте?

В Большом зале Филармонии состоялась премьера трех песен для женского хора с оркестром, написанных молодым композитором Настасьей Хрущевой (ее принято представлять как любимую ученицу Сергея Слонимского) по заказу Санкт-Петербургской филармонии в рамках программы поддержки молодых композиторов. Три песни объединены общим названием «Красота». Авторское предисловие к премьерному исполнению Настасья Хрущева завершила словами: «...Встреча с красотой – это всегда травма, а ее переживание – контузия».

Привыкнем к новой красоте? |  Фото Марии Слепковой.

Фото Марии Слепковой.

Знакомство с новейшей музыкой нередко травмирует душевные струны любителей классики. Чтобы травма от встречи с «новой красотой» была не столь болезненной... надо чаще встречаться. В искусстве все почти как в жизни: понять и принять легче то, к чему привык.

Настасья Хрущева, судя по всему, задумала воспитать в петербургских зрителях привычку к новой музыке. В свои 27 лет она – единственная из нового поколения композиторов – не пожелала быть в тени исполнителей-звезд и, уже можно сказать, сама стала звездой. Она получила премию «Прорыв» за то, что вывела личность композитора на авансцену драматических подмостков, сочинив и исполнив музыку к спектаклям Андрея Могучего в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Но не менее важный прорыв в ее карьере – абонемент «Новые мелодии для фортепиано» в Зале Прокофьева второй сцены Мариинского театра. На своих лекциях-концертах Настасья прививает публике вкус к новой красоте.

Накануне филармонической премьеры Хрущева выступила в Мариинском-2 с программой сочинений современников, в том числе написанных в прошлом году. За один час она попыталась оправдать странности новой музыки – и артистично справилась с задачей. Внимательные слушатели поняли, что новая музыка, как новая поэзия, позволила себе быть странной, нескладной, неправильной, немелодичной.

«Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». Эти слова писателя Венедикта Ерофеева стали лейтмотивом фортепианного вечера.

Действительно, растерянность – одно из главных качеств современного человека: он застрял на перепутье, не может выбрать между тем, что диктует ум, которому навязывали обывательские ценности, и подсказывает сердце.

Пространство культуры тоже расставляет ловушки – порой вообще не понятно, что и где тут искусство. Настасья Хрущева постаралась обнаружить в современной музыке это состояние неопределенности и попыталась объяснить, как распознать в ней настоящее.

Завершилась гламурная эпоха уверенных и веселых, настало время грустных и растерянных. Настасья Хрущева изящно рушит стереотипы и лукаво высмеивает общепринятые суждения. Она зажгла в петербургской музыкальной культуре ту задорную искорку, которой в свое время не давал погаснуть Сергей Курехин.

На концерте в Мариинском-2 новые мелодии для фортепиано периодически сменялись пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Все любящие музыку знают чувство упоения, возникающее, когда слушаешь или играешь эти мелодии. А вот новая музыка доставляет не упоение, но «уязвление». Настасья Хрущева говорит: «Красота должна уязвлять».

В начале концерта пианистка играла ритмичную мелодию Сергея Загния и тихонько напевала цитату, которой ее сопроводил автор: «Не торопись, Чапаев, ведь в спешке счастья не бывает никому и никогда». Настасья Хрущева назвала современника, растерянного и грустного, «новым Вертером», когда исполнила три из «Шести сентиментальных мелодий» Юрия Красавина. «На смену агрессивности приходит новая сентиментальность», – уверена она.

Каждый из композиторов, произведения которых вошли в программу, в своем творчестве отразил характерные черты новой музыки и нового искусства в целом: новая мемориальность (Хельмут Лахенман) – так Настасья Хрущева назвала интерес современников к старым, бедным, ржавым вещам, «расшатанным стульям-инвалидам»; новый мелодизм (Алексей Шмурак), новый дилетантизм (Кирилл Широков, писавший свой цикл «Каждодневные мелодии» на салфетках), новая медленность и новая сентиментальность... «Сентиментальность его вальса кажущаяся, она легко поддается деконструкции. Он говорил: «Вещи звучат по-другому, если вы их слышите больше одного раза», – говорила пианистка, перед тем как исполнить «Ментальный вальс» Петра Ильича Чайковского. Вот кто, оказывается, был предвестником нового сентиментализма.

Свое произведение, которое так и называется, «Медленно и неправильно», Настасья Хрущева исполнила в завершение концерта. Ритмичная, озорная пьеса, ни одного медленного пассажа. В наш век перевернутых смыслов за каждым словом скрывается подвох.

Через несколько дней в Филармонии композитор продолжила разговор о поэтике медленного и неправильного.

«Вместо музыки о том, какой я умный, приходит музыка о том, как я жалок и смешон... Новая музыка – восторженная песнь о несовершенстве этого мира», – предупредила Настасья Хрущева.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5388) от 30.01.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.