Привольное житье. Как художник Андрей Рябушкин жил в Тосно?
Там, где была усадьба «Приволье», теперь лес, на месте деревни Дидвино — пустошь, а от Никольской церкви в селе Доброе уцелели только остатки фундаментов. Такова, увы, судьба памятных мест Тосненского района, связанных с судьбой живописца Андрея Рябушкина, бытописателя патриархальной допетровской Руси.
Благодаря этой картине Андрея Рябушкина, созданной в начале 1890‑х годов, можно представить, как просто и скромно выглядел усадебный двор Ильи Тюменева. / Репродукция. ФОТО автора
— Причина такого состояния рябушкинских мест — Великая Отечественная война, — поясняет Наталья Ющенко, в Тосненской центральной районной библиотеке она возглавляет сектор краеведения. — На довоенной карте Тосненского района — изобилие деревень, зачастую расположенных друг от друга на расстоянии одного-двух километров. Во время боевых действий десятки населенных пунктов были стерты с лица земли, и после войны жизнь в них не возобновилась. Теперь там поля, леса, охотничьи угодья…
Межрегиональный проект «Венок Рябушкину», приуроченный к 160‑летию со дня его рождения (его инициатором и стала библиотека), призван напомнить, что именно в усадьбе «Приволье», принадлежавшей коллеге-художнику, либреттисту и меценату Илье Тюменеву, на рубеже XIX и XX веков живописец состоялся как мастер историко-бытового жанра. Здесь ему хорошо жилось: хозяева устраивали домашние чтения и музыкальные вечера, ставили спектакли. Недаром тут, на берегу реки Кородыньки, он создал свои лучшие работы, в числе которых «Ожидание новобрачных от венца», «Едут!», «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины в церкви», серию работ о былинных богатырях…
— Героями его полотен становились местные жители, которые преображались мастерством художника в добрых молодцев и красных девиц XVII века. Картины Рябушкина являют собой не что иное, как портреты семей Зарубиных, Субботиных, Даниловых, проживавших в близлежащих селениях, — говорит Ющенко.
Потом художник перебрался в деревню Дидвино на другой берег реки Кородыньки, где жил его друг художник Беляев. Позднее и похоронили Рябушкина на тосненской земле… Ныне его могила находится на городском кладбище в Любани, но первоначально, в 1904 году, он был погребен у Никольской церкви в селе Доброе, что располагалось в четырех верстах от «Приволья». В свое время он принимал участие в написании икон для этого храма.
По легенде, свое название село получило благодаря Петру Великому, который, стоя на вершине холма и глядя вниз на окрестные поля, на долину Тигоды, воскликнул: «Воистину место это доброе!». Село тоже погибло в огне последней войны, нынче на вершине холма за бетонным забором стоят неказистые сооружения заброшенного сельхозпредприятия…
От Никольского храма уцелели лишь фундаменты. Осенью прошлого года рядом с ними был установлен информационный стенд, посвященный Рябушкину.
— Когда несколько лет назад мы приехали туда с краеведом Сергеем Кононенко, — рассказывает Наталья Ющенко, — место, где прежде стояла церковь, было практически не различить. Все заросло высокой травой и кустарниками. Тогда и родилась идея напомнить о том, что здесь когда‑то было.
В рамках проекта завязались дружеские творческие связи с родным городом Андрея Рябушкина — Борисоглебском, что в Воронежской области. Там сохранилась школа, где он учился. В местном историко-художественном музее недавно появилась постоянная экспозиция, посвященная художнику.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7105) от 08.02.2022 под заголовком «Привольное житье».





Комментарии