Притча с песнями

Роман Смирнов — режиссер, журналист, рок-музыкант. Ученик Г. А. Товстоногова. Автор книги «Люди, львы, орлы и куропатки», среди героев которой — Георгий Товстоногов, Лев Додин, Сергей Курехин, Владимир Высоцкий, Александр Башлачев... Работал в Малом драматическом театре, ставил спектакли в ведущих театрах Петербурга и Москвы. Сейчас в Театре на Васильевском он завершает работу над спектаклем Selfie («Селфи») по пьесе Вадима Майорова, поначалу носившей название «Марафон». Позже этот спортивный термин стал определением жанра спектакля. Премьера намечена на 29 ноября. Роман СМИРНОВ ответил на вопросы театроведа Татьяны КОРОСТЕЛЕВОЙ.

Притча с песнями | ФОТО  vk.com

ФОТО vk.com

— Роман, какие у вас отношения с современной драматургией?

— То, что у нас называется современной драматургией, «новой волной», меня не интересует. В шутку говорю, что меня интересует творчество собственное и творчество моих друзей. Или тех, кого я с детства в себе несу, там несколько имен. Ну вот у меня знакомый батюшка, архимандрит, а в прошлом музыкант, посмотрел спектакль «Шизгара» и сказал: «Как я рад, что ты не занимаешься ремейками!». Я не понял, что он имеет в виду. «Ну вот эти бесконечные ремейки Шекспира, Чехова». Действительно, уже не хочется расшифровывать чужие темы, хочется предлагать свои. Я себя не ставлю на одну полку с классиками, пусть моя будет намного меньше, но она моя, это мои мысли, мои темы.


— А почему сейчас возникла именно пьеса, которая раньше называлась «Марафон»?

— Я еще был студентом Театрального института, когда возникла идея музыкальной трагикомической клоунады на трех абсолютно разных актеров, условно говоря, клоунов — белого, рыжего и черного. «Марафон» я много лет хотел поставить, еще в Малом драматическом начинал это делать, у меня даже трио актеров было: Игорь Иванов, Сережа Бехтерев, Сережа Власов. Тогда еще не было написано песен, не было новых идей, которые сейчас в материале возникли. Эта пьеса — притча, она про то, что вечно, то есть про отношения людей. Тридцать лет прошло, прежде чем я решил вновь подобраться к этой идее, прежде чем совпало столько обстоятельств, позволяющих за это дело взяться. Совпало, что есть театр, есть артисты, есть музыканты, есть некоторое количество песен, которые могут в спектакле прозвучать. Наверное, не случайно идеи так подолгу вызревают...


— В спектакле будет звучать сочиненная вами рок-музыка. Как вы относитесь к крылатой фразе: «Рок-н-ролл умер, а я еще жив»?

— Отношусь с юмором. Во-первых, это высказывание в нашей среде неправильно понимается, это вообще-то слова Джима Моррисона, и там насчет «я еще жив» ничего не сказано, там сказано, что «рок-н-ролл мертв, а я еще НЕТ!». И под этой фразой совсем не музыка подразумевалась. В нашем обиходе, как всегда, взяли то, что ближе. Знаете, многие любят ставить «Левшу» Лескова, но забывают главный смысл: блоха английская была сделана так, что она плясала, русский умелец сделал потрясающую вещь, он сумел подковки на нее поставить, но после этого она плясать перестала. Вот в чем суть загадки русской души: подковали, но не танцует. Вот я о том же: рок-н-ролл мертв — это лайт-вариант великой трагической песни Моррисона.

Чем дальше, тем больше в моих спектаклях поют. У меня уже сложилась своя компания, есть музыканты, которые меня понимают, есть педагог по вокалу Катя Григорьева, я ее за собой из театра в театр вожу. Театр на Васильевском пошел на то, чтобы позвать не только меня, но и всю компанию.

Понимаете, везде найдутся артисты, которые хорошо поют. Но и в Театре на Литейном, и в Театре на Васильевском первое, что я сказал, начиная репетировать музыкальные спектакли: я очень не люблю, как поют драматические актеры, особенно когда они поют под гитару. Это какой-то отдельный жанр, который мне не нравится, поскольку эти звукоизвлечения к песням как таковым не имеют никакого отношения. А вот что такое песня — давайте постепенно разбираться.


— Музыкальный альбом написан специально к этому спектаклю?

— Я всю жизнь писал песни, где-то выступал, что-то самостоятельно записывал, опять же все ждало своего часа. И дождалось, когда появился великий, как мне кажется, музыкант золотого состава ДДТ Андрей Васильев, он впоследствии играл у меня в «Тени города». И вдруг Андрей, услышав мои песни, говорит: «Давай сделаем альбом». До того мне и в голову не приходило это записать. И мы потратили год на репетиции, запись, сведение и выпустили двойной альбом, сняли какие-то клипы. Поэтому вот так сложилось, мы изначально с автором пьесы Вадимом Майоровым договорились, что я включу свои песни в спектакль.

Жанр спектакля мы ищем, я актерам сразу объяснил: это не мюзикл, не рок-опера. В них ведь такой ход: поговорили и потом этак по-брехтовски про то же самое спели, песней как бы объяснив, о чем говорили. У нас совсем другое, здесь вокальный пласт — это внутренний монолог героев пьесы. Когда человек находится в диалоге с партнером, он ведет себя одним образом, а сам с собой наедине, во внутреннем монологе, он совсем другие вопросы себе задает, по-другому себя ведет. Поэтому песня — это отдельный слой души персонажей.

Мы с Андреем начали писать новый альбом. Если успеем, он выйдет в ноябре, вместе с премьерой спектакля. А в спектакле будут звучать как старые песни, так и песни из нового альбома.


— Почему спектакль назван модным нынче термином Selfie (фотографический автопортрет)?

— Пусть это останется загадкой. Должна же быть в спектакле хотя бы одна тайна?!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.