Четыре российских города обсудили перспективы волонтерства
«Волонтерское движение: спасение объектов культурного наследия» - так назывался «круглый стол», проведенный на днях в режиме телемоста «Петербург - Москва - Псков - Кириллов - Валенсия». Выяснилось, что красивых намерений много, но они требуют четких продуманных действий.

Иллюстрация Vector.com/shutterstock.com
Петербург представляла на «круглом столе» Наталья Волынская, руководитель Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры (СЗД). Она напомнила о памятниках архитектуры в Ленинградской, Псковской, Вологодской и Архангельской областях, которые нуждаются в помощи волонтеров (список публиковали «Санкт-Петербургские ведомости»).
По словам Волынской, волонтеры могут принести пользу, занимаясь уборкой территории, очисткой берегов водоемов, а также под присмотром специалистов помогая в археологических раскопках. Главное - привлечь к этой деятельности старших школьников, участие в волонтерском движении формирует бережное отношение к культурному наследию.
Но, чтобы подросткам было интересно спасать памятники, надо решить две задачи. Первая: обеспечить ребятам нормальный быт и досуг. Как это сделать, скажем, на какой-нибудь заброшенной усадьбе в псковской глубинке? Вторая задача - работа должна быть интересной. Например, Волынская уверена, что, участвуя в археологических раскопках в Выборгском замке, школьники обязательно что-нибудь найдут.
Как сообщил Михаил Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника, к ним приезжали гимназисты из Петербурга, помогали в реставрации деревянного дома. Визит тщательно готовился, хозяева и гости заранее обговаривали все детали.
Елена Яковлева, руководитель псковского КГИОП, признала, что на сегодня волонтерство в сфере охраны памятников - для самоорганизованных, сознательных, самообеспеченных людей. Недавно по сетевым ресурсам, которые освещают данную проблему, прошла информация о четырех москвичах. В выходные они приехали на своей машине в Кириллов (600 км в одну строну), ободрали старые обои и почистили дом Церковницких. Этот памятник подарен музею, готовится его реставрация.
Кроме СЗД волонтерскую деятельность поддерживает Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Там совсем недавно сменилось начальство. На «круглом столе» от Ирины Кравец, нового руководителя АУИПИК, ничего конкретного из Москвы не прозвучало.
А чем может помочь испанский опыт? Жуан Беленгер, начальник отдела по сохранению наследия совета депутатов Валенсии, рассказал, что в его городе на средства местного бюджета работает круглогодичный международный кампус. Там любому желающему объяснят значимость наследия и посоветуют, где он может помочь археологам, а где - музейщикам.
Кстати, Беленгер сообщил, что скоро к памятникам отнесут объекты, построенные в 1936 году во время гражданской войны в Испании. Некоторые создавались при участии советских специалистов. Так что есть поле для совместной деятельности.
Но это в будущем, а пока Петербургу не помешает хотя бы постоянно действующий консультационный центр. Чтобы волонтерство не закончилось вместе с Годом волонтера.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6259) от 17.08.2018 под заголовком «Пришло ли время волонтера?».
Материалы рубрики
В РАНХиГС состоялся «круглый стол» по науке и образованию
Вперед, к Островскому! Петербург готовится к юбилею драматурга
В Печорах началась Неделя культуры народа сето
Новогодние каникулы в ТЮЗе
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии