Приглашают со стороны. Почему в городских театрах почти нет петербуржцев?
Не без ревности наблюдаю за непредсказуемыми перемещениями творческих сил по стране. Конечно, театральный Петербург богат талантами, но терять их обидно. А мы по этой части щедры и расточительны.
ФОТО Pixabay
Так ли много у нас в последние сезоны прорывов или хотя бы событий, которые «у всех на устах»? Похоже, театры охотнее приглашают со стороны тех, кого уже знает публика и кто способен «сделать кассу». А что же свои — воспитанники института на Моховой? Далеко не всем удается, даже удачно дебютировав на питерской сцене, ощутить к себе внимание старших коллег.
Особенно обидно за режиссеров, которые так или иначе — ключевые фигуры в театральной игре.
Недавно не стало Евгения Арье. Режиссер успел сделать очень много за свою не такую уж долгую жизнь (он скончался в 74 года): поставил десятки спектаклей в городах России, включая главные столичные сцены, работал в Европе и США, создал в Израиле театр «Гешер» с репертуаром, в котором русская классика заняла ведущее место. А ведь начинал в Питере! Я запомнила его сразу, как только увидела на приемных экзаменах. Поступая на режиссуру к Г. А. Товстоногову, он, по‑моему, даже не успел прочесть прозу-стихи-басню, мгновенно покорив мастера лихой джазовой чечеткой. Не менее талантливым был и его дебют на сцене МДТ — спектакль «Счастье мое» с Натальей Акимовой и Петром Семаком в главных ролях.
Конечно, начало 1980‑х не было тем временем, когда перспективных режиссеров носили на руках (впрочем, было ли вообще такое время?). И он уехал в Москву, а потом и за границу. Так наш город лишился одного из возможных театральных лидеров.
Случай этот типичный. И вспомнился оттого, что Арье завершил свой земной путь. А когда он начинал на курсе у Товстоногова, следующее поколение еще даже под стол пешком не ходило. Немногим позже у актерской пары Леонида Неведомского и Натальи Дмитриевой родилась дочь Полина. Десятилетия спустя стала сначала балетмейстером, а потом и режиссером, окончив тот же ЛГИТМиК, что и мама с папой. Ставила спектакли и в Александринке, и у своего педагога — в Мастерской Григория Козлова, и на других сценах. В международных проектах участвовала… Но, как видно, женщины-режиссеры не считаются в нашем городе сильным полом — их больше держат на подхвате, на вторых ролях. А человека с характером и с амбициями это не всегда устраивает. Так, минувшей осенью Полина Неведомская стала главным режиссером Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского. И всей семьей перебралась в Великий Новгород.
По ее словам, на новом месте сложно живeтся: «Большой театр, который долго был без режиссeра. Во многом разлаженный организм, но с прекрасными живыми артистами, маленькими, но талантливыми цехами. Зритель тоже сложный. Вроде и близко от Питера, но совершенно другое все».
Полина поставила там несколько спектаклей, а «завоевала» публику, всерьез коснувшись женской темы, затронутой в пьесе Яны Пулинович «Жанна» и интерпретации Клима «Анна Каренина».
Полина едва ли видела свою маму в спектакле «С любимыми не расставайтесь» питерского Ленкома, однако продолжила то, что играла Наталья Дмитриева в пьесе Александра Володина, — размышления о драме сильной женщины. О том, как ей трудно жить, любить и быть любимой…
Впрочем, мужчинам тоже не так просто обрести свое место в культурной столице. Об этом говорят судьбы большинства выпускников театрального института. Покорять Москву или провинцию решаются самые отважные. На днях на риск пошел Александр Кладько: его представили творческому коллективу Русского драматического театра города Чебоксары в качестве главного режиссeра. Казалось бы, преуспел и в кино, и на ТВ, и в театре, только что выпустил «Женитьбу» в Молодежном театре, в Театре эстрады с успехом идет его «Крокодилъ души моей» по ранним рассказам Чехова…
Кстати, с Чехова он намерен начать и в столице Чувашии. Быть может, помогло и то, что в этом театре в 1950‑х играла актриса Тамара Петкевич. Спектакль «По ту сторону смысла» по ее книге «Жизнь — сапожок непарный» был дипломной работой режиссера Александра Кладько, и глубже до сих пор никто не смог постичь документальную прозу Петкевич.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком ««Бывают тайные сближенья…»».
Комментарии