Преодолеть стену между драматургом и зрителем

Эскиз-спектаклем по пьесе Валентина Красногорова «Легкое знакомство» завершился очередной этап реализации проекта «Драматурги Петербурга на петербургской сцене». Возможность сценического воплощения в рамках проекта получили четыре произведения драматургов нашего города.

Преодолеть стену между драматургом и зрителем | Сцена из спектакля по пьесе Юрия Ломовцева Фото из архива автора" class="article-img">

Сцена из спектакля по пьесе Юрия Ломовцева "Пирамида". В ролях: Максим Мильман и Леонид Мозговой.
Фото из архива автора

Инициатором показов стала, как и в прежние годы, Гильдия драматургов Санкт-Петербурга. Реализовать их помогли комитет по культуре и петербургское отделение Союза театральных деятелей.

Но было и отличие от предыдущих лет. В новом сезоне организаторы решили уйти от театрализованных читок и делать спектакли. Да, не в шикарных декорациях, с простейшей бутафорией, с подготовленными на скорую руку костюмами, но без текстов в руках. Назвали это действо «эскиз-спектаклем» и, как выяснилось, сразу вышли на другой уровень. Свет, звук, режиссура, мизансцены — все эти составляющие настоящего театрального представления присутствовали, и тут же проявилась магия театра, возникла особая атмосфера, которую крайне трудно создать во время читки.

Открыто, методом голосования членов гильдии, отобрали пьесы Валентина Красногорова, Юрия Ломовцева, Николая Якимчука и мою, Владимира Шпакова. И хотя результат подобного голосования всегда непредсказуем, жанровый и тематический расклад оказался на удивление удачным.

Зрителю интересно, когда он смотрит разные, не повторяющие друг друга спектакли. Юрий Ломовцев предложил жесткую современную драму под названием «Пирамида Хеопса». На примере незатихающего конфликта в рядовой семье здесь показаны изменения, которые преобразили наших людей за последние десятилетия, сделали их эгоистичными и глухими по отношению друг к другу.

Пьеса Валентина Красногорова «Легкое знакомство» — это современная комедия с акцентом на любовной теме. Нынешние отношения мужчин и женщин зачастую легки и безответственны, что подчас смешно, но иногда оборачивается печалью. Та же самая комбинация печали и юмора преобладала в трех мини-пьесах Владимира Шпакова. Герои этих маленьких пьес — писатели. Известные и неизвестные, реально существующие и выдуманные «инженеры человеческих душ» — тоже актеры на подмостках театра жизни, и с ними тоже случаются нелепые и странные истории, в которых отражается время.

В центре пьесы Николая Якимчука «Последняя Абиссиния. Невероятная и горестная жизнь Артюра Рембо в Африке» — также писатель, правда, бывший. Почему этот выдающийся французский литератор бросил искусство и сделался коммерсантом? В чем истинное предназначение художника? Ответов на эти вопросы в показанной драме нет, но главное, что они поставлены драматургом и заставляют думать и переживать зрителя.

Радует то, что современную драматургию хотят играть профессиональные актеры. Они репетировали с удовольствием, играли, выкладываясь на сто процентов. В разные годы в читках и эскиз-спектаклях по пьесам современных драматургов охотно принимали участие такие известные петербургские актеры, как Иван Краско, Олег Леваков, Гелий Сысоев, Юрий Лазарев и другие. В этом году в одном из спектаклей был занят заслуженный артист России Леонид Мозговой, и такая поддержка, без сомнения, очень важна для драматургов.

Радуют и полные залы на таких представлениях. Трижды эскиз-спектакли показывались в Большом зале Дома актера на Невском проспекте, и всякий раз был аншлаг. Зрительный зал театра «Остров», где представляли «Последнюю Абиссинию», также был набит до отказа. Зал замирал, смеялся, и при этом никто не «голосовал ногами». А что может быть более ценным для автора пьесы и исполнителей, чем заинтересованное внимание публики?

Режиссером трех эскиз-спектаклей стал Максим Мельман, одну из постановок осуществила Елена Кудрявцева.

Предприняв данный проект, Гильдия драматургов стремится привлечь внимание театров и публики к творчеству петербургских авторов, работающих для сцены. В последние десятилетия современную драматургию и театр разделяет незримая стена. Этой осенью, как представляется, стену преодолеть удалось.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?