Преодолеть стену между драматургом и зрителем

Эскиз-спектаклем по пьесе Валентина Красногорова «Легкое знакомство» завершился очередной этап реализации проекта «Драматурги Петербурга на петербургской сцене». Возможность сценического воплощения в рамках проекта получили четыре произведения драматургов нашего города.

Преодолеть стену между драматургом и зрителем | Сцена из спектакля по пьесе Юрия Ломовцева Фото из архива автора" class="article-img">

Сцена из спектакля по пьесе Юрия Ломовцева "Пирамида". В ролях: Максим Мильман и Леонид Мозговой.
Фото из архива автора

Инициатором показов стала, как и в прежние годы, Гильдия драматургов Санкт-Петербурга. Реализовать их помогли комитет по культуре и петербургское отделение Союза театральных деятелей.

Но было и отличие от предыдущих лет. В новом сезоне организаторы решили уйти от театрализованных читок и делать спектакли. Да, не в шикарных декорациях, с простейшей бутафорией, с подготовленными на скорую руку костюмами, но без текстов в руках. Назвали это действо «эскиз-спектаклем» и, как выяснилось, сразу вышли на другой уровень. Свет, звук, режиссура, мизансцены — все эти составляющие настоящего театрального представления присутствовали, и тут же проявилась магия театра, возникла особая атмосфера, которую крайне трудно создать во время читки.

Открыто, методом голосования членов гильдии, отобрали пьесы Валентина Красногорова, Юрия Ломовцева, Николая Якимчука и мою, Владимира Шпакова. И хотя результат подобного голосования всегда непредсказуем, жанровый и тематический расклад оказался на удивление удачным.

Зрителю интересно, когда он смотрит разные, не повторяющие друг друга спектакли. Юрий Ломовцев предложил жесткую современную драму под названием «Пирамида Хеопса». На примере незатихающего конфликта в рядовой семье здесь показаны изменения, которые преобразили наших людей за последние десятилетия, сделали их эгоистичными и глухими по отношению друг к другу.

Пьеса Валентина Красногорова «Легкое знакомство» — это современная комедия с акцентом на любовной теме. Нынешние отношения мужчин и женщин зачастую легки и безответственны, что подчас смешно, но иногда оборачивается печалью. Та же самая комбинация печали и юмора преобладала в трех мини-пьесах Владимира Шпакова. Герои этих маленьких пьес — писатели. Известные и неизвестные, реально существующие и выдуманные «инженеры человеческих душ» — тоже актеры на подмостках театра жизни, и с ними тоже случаются нелепые и странные истории, в которых отражается время.

В центре пьесы Николая Якимчука «Последняя Абиссиния. Невероятная и горестная жизнь Артюра Рембо в Африке» — также писатель, правда, бывший. Почему этот выдающийся французский литератор бросил искусство и сделался коммерсантом? В чем истинное предназначение художника? Ответов на эти вопросы в показанной драме нет, но главное, что они поставлены драматургом и заставляют думать и переживать зрителя.

Радует то, что современную драматургию хотят играть профессиональные актеры. Они репетировали с удовольствием, играли, выкладываясь на сто процентов. В разные годы в читках и эскиз-спектаклях по пьесам современных драматургов охотно принимали участие такие известные петербургские актеры, как Иван Краско, Олег Леваков, Гелий Сысоев, Юрий Лазарев и другие. В этом году в одном из спектаклей был занят заслуженный артист России Леонид Мозговой, и такая поддержка, без сомнения, очень важна для драматургов.

Радуют и полные залы на таких представлениях. Трижды эскиз-спектакли показывались в Большом зале Дома актера на Невском проспекте, и всякий раз был аншлаг. Зрительный зал театра «Остров», где представляли «Последнюю Абиссинию», также был набит до отказа. Зал замирал, смеялся, и при этом никто не «голосовал ногами». А что может быть более ценным для автора пьесы и исполнителей, чем заинтересованное внимание публики?

Режиссером трех эскиз-спектаклей стал Максим Мельман, одну из постановок осуществила Елена Кудрявцева.

Предприняв данный проект, Гильдия драматургов стремится привлечь внимание театров и публики к творчеству петербургских авторов, работающих для сцены. В последние десятилетия современную драматургию и театр разделяет незримая стена. Этой осенью, как представляется, стену преодолеть удалось.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии