Премьерный показ «Живых картин блокады» состоялась на сцене Эрмитажного театра
В культурный код блокадного Ленинграда навсегда впечатаны исполнение Седьмой симфонии Шостаковича и подвиг Эрмитажа. Об этих событиях напомнила премьера «Живые картины блокады», состоявшаяся на сцене Эрмитажного театра, — совместный проект «Балтийского дома» и знаменитого музея.
ФОТО Рixabay
Режиссер Игорь Коняев поставил документальный спектакль, взяв за основу хранящиеся в архиве воспоминания, письма, дневниковые записи сотрудников музея. Кто эти люди, спасавшие бесценные сокровища? На памяти громкие имена ученых и археологов, но вообще‑то такой труд по плечу разве что атлантам, стоящим на страже входа в Новый Эрмитаж. А в подчинении у тогдашнего директора, академика И. А. Орбели, по его словам, были «сорок старушек». Рядовым сотрудникам посвящен этот спектакль. Они и стали настоящими атлантами и кариатидами. Их руки вынимали картины великих мастеров из рам, укладывали в ящики золото и бриллианты, бережно укутывали восковую персону Петра Первого, улыбающегося Вольтера… Они отправляли тысячи экспонатов в эвакуацию, а то, что не удалось отправить, берегли, буквально заслоняя собою в подвалах. Они мерзли и голодали. Их голоса, мысли, чувства, наблюдения теперь озвучены артистами театра.
Сценография спектакля, сочиненная Дарьей Здитовецкой, состоит из подвижных вертикальных планшетов. Яркими мазками проступают на них лишь изображения египетских статуй и русских икон, итальянских мадонн и голландских простушек. Поначалу перед нами белое пространство и беззаботные люди в белых одеждах. Черный цвет внедряется постепенно, окрашивая планшеты, добавляя к легким платьям платки, шубы, ватники, валенки… Декорация становится не просто фоном, а клавишами рояля, который, конечно, тоже на сцене. Без музыки город не жил. Музыкой город спасался и отстаивал свое достоинство. Оттого черно-белая клавиатура и Шопен в исполнении пианиста Игоря Рощупкина тоже становятся героями сопротивления. К финалу белый цвет и белые одежды (кому как не служителям музея знать их метафорическую многозначность?) возвращаются во всей полноте. И песня про атлантов, на чьих плечах держится не только Эрмитаж, но и небо, звучит в честь всех блокадников — живых и павших.
Как сказал режиссер, «блокадный Эрмитаж — это сплошная территория любви, объединившая замечательных людей, которые спасали друг друга, сохраняли сокровища и не думали о подвиге». Актерам и зрителям выпала честь прикоснуться к этому кругу избранных.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7594) от 01.02.2024 под заголовком «Рядовые блокадного Эрмитажа».
Комментарии